«Вода Тофана» была сильнодействующим ядом, изобретение которого приписывается одноименной семье аптекарей. Яд распространился среди итальянских домов в семнадцатом веке.
По этому поводу сохранилось очень мало документации, даже личность Джулии перепутали с личностью ее матери, что еще больше запутало историков. Большинство историй, которые описываются, относятся к 19 веку, хотя есть письма и свидетельства, датируемые 18 веком. Они подтверждают, по крайней мере, существование яда, известного как «Вода Тофана», и женщин, которые его изготовляли, без уточнения кто именно это был.
В середине девятнадцатого века Александр Дюма в своем произведении "Граф Монте-Кристо" писал: «… Мы довольно долго беседовали с вами на разные темы: о Перуджино, о Рафаэле, о нравах, о костюмах, о пресловутой аква-тофана, секретом которой, как вам говорили, еще владеет некто в Перудже». Знак того, что ореол таинственности и убийственной славы этого яда распространился среди литераторов.
Больше всего информации о происхождении знаменитого яда собрал Жан-Батист Лабат, французский монах и путешественник, который зафиксировал несколько рассказов об отравлениях Неаполя, живя в Италии в 1709 году.
Тофана из Палермо.
Тофана, родоначальница этой семьи, жила в Палермо. О ней сохранилось очень мало информации, она была владелицей косметического магазина, в котором, помимо прочего, продавались порошки на основе мышьяка.
Однако некоторые покупатели растворяли эту «косметику» в воде, получая смертельный яд. После волны отравлений вице-король Неаполя испанец Фернандо Афан Энрике де Рибера-и-Телес-Хирон отправил ее на костер. Факт этот сохранился благодаря библиотекарю из Палермо, который зафиксировал данный факт в XIX веке в собрании городских рукописей.
Теофания ди Адамо.
Теофания (Тофания или Тофана) была самой известной представительницей династии. Информация, которая существует о ней, в значительной степени противоречива, поскольку ее путают с ее дочерью Джулией, но самые старые источники согласны с тем, что она была первой, кто приготовил «ВодуТофана», необнаруживаемый, безвкусный яд без цвета и запаха, который сделал ее знаменитой около 1640 года. Говорят, что впервые она дала яд для отравления, когда ей было всего 16 или 17 лет.
Согласно одной из существующих хроник, в 1659 году Рим захлестнула волна отравлений, главными жертвами которых были мужчины: любовники или мужья некоторых женщин из высшего общества. Папа Александр VII приказал провести расследование, и вскоре инквизиция пошла по следу некоторых торговцев любовными смесями, которые под пытками раскрыли имя Теофании ди Адамо.
Неаполитанская вода.
По другой версии, отравительница жила в Неаполе и продавала бутылки с прозрачной жидкостью под названием «манна святого Николая» (из-за изображения святого на бутылке) или «неаполитанская вода», которую она рассылала по всей Европе. Однако врач Карла VI Австрийского, осмотрев жидкость, обнаружил в ней мышьяк и возбудил против нее судебный процесс.
Теофании удалось прятаться в монастырях в Палермо, используя право убежища. Настоятель и епископ отказались выдавать ее, однако народное возмущение и давление наместника против нее были настолько сильны, что один из монастырей был осажден и, наконец, Теофания ди Адамо попала в руки правосудия.
После признания, вероятно, под пытками, в около 600 отравлений, среди которых были ее собственный муж, герцог Анжуйский и папа Климент XIV, она была казнена в возрасте около 70 лет. Некоторые авторы утверждают, что большинство отравлений были самоубийствами, и лишь некоторые - убийствами.
Джулия Тофана.
Джулия Тофана, предположительно, была младшей дочерью Теофании, жила между Палермо и Римом во времена Папы Александра VII и продолжила семейное ремесло после казни матери.
Сирота, после смерти отца, также брошенная матерью. Джулия обладала ошеломляющей красотой и пылкой изобретательностью. Проведя детство среди аптекарей, именно благодаря «близкой дружбе» с монахом ей удалось получить необходимые «порошки» для улучшения семейного рецепта.
После нескольких попыток получить формулу яда своей матери, того, который убивал медленно и не привлекая внимания, она сумела создать яд более смертоносный. Его формула оставляла кожу нежно-розовой. Яд был совершенно лишен запаха, не имел вкуса. Это была смесь мышьяка и сурьмы, которую нужно было вводить понемногу каждый день с помощью определенного количества капель, вливаемых в вино или суп.
Взлет и падение Джулии Тофана.
В мире, полном негодования и конфликтов, количество клиентов быстро росло, а вместе с ним росли и проблемы. Джулия перестала продавать яд и переехала в красивый дом в Лунгаре, в районе Трастевере. Она стала одеваться как светская дама и отказалась от «семейного бизнеса». Говорят даже, что она провела некоторое время в Неаполе при дворе Филиппа IV.
Но, похоже, вскоре ее разыскала одна хорошая знакомая и рассказала, что она подверглась насилию со стороны мужа. В то время большинство женщин были вынуждены выходить замуж в раннем возрасте, подвергаясь притеснениям со стороны нелюбимых супругов. Таким образом Джулия вернула на рынок свои драгоценные товары, но почти исключительно женщинам.
Через несколько лет одна из ее «клиенток», Мария Альдобрандини, графиня Кери, очень желая избавиться от своего мужа и вопреки полученным инструкциям, вылила всю бутылку яда в суп, что привело к немедленной смерти супруга. Это вызвало обоснованные подозрения со стороны родственников.
Это событие привело к аресту и суду над Джулией, предположительно на основании показаний самой графини. На суде она утверждала, что это была не более чем вода для ухода за кожей. По одним версиям она была освобождена, по другим разделила роковую судьбу своей матери, добавляя, что она была казнена в Риме, на площади Цветов.
В своей «Жизнь Александра VII» кардинал Паллавичини говорит о преступлениях Джулии Тофана как о «тихой бойне мужей».
Вода Тофана.
Рецепт больше не известен, но отчеты того времени описывают его как эффективную смесь без запаха, цвета и вкуса, состоящую всего из трех небольших доз. Из-за сложности его обнаружения, те, кто его использовал могли убивать, не опасаясь быть пойманными.
Из писем Фердинандо Галиани, 1805 г.:
«В Неаполе не было ни одной женщины, у которой не стоял бы этот флакон открыто на комоде среди ее духов. Она единственная, кто узнает банку и сможет ее отличить».
За несколько месяцев до смерти, около 1791 года, Моцарт признался жене, что его отравили водой тофаны. Данная версия не подтвердилась, но данный эпизод интересен тем, что свидетельствует о том, что этот яд все еще был в моде почти через два столетия после того, как он был открыт.
Вода тофана не теряла ядовитых свойств при употреблении с горячей или холодной пищи. Рецепт никогда не был полностью раскрыт, хотя известны все (или почти все) ингредиенты, но не дозировка или процедура его приготовления. Считается, что яд был основан на водном растворе мышьяковой кислоты, свинца и экстракта красавки.
Уникальность воды Тофана заключалась в том, что пострадавший постепенно ослабевал. Сначала возникает сильная жажда, затем спазмы желудка, слабость, в конце концов паралич и смерть. Другими словами, смерть от интоксикации по своим клиническим признакам, которые давали клиническую картину какого-то распространенного заболевания, например брюшного тифа. Рвоты практически никогда не было. Было практически невозможно распознать отравление.
Рецепт непросто приготовить даже в наши дни. Многие преступники ломали голову, чтобы воспроизвести рецепт тофаны. Достоверная информация, что кто-то добился успеха отсутствует.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.