Около года назад я начала частную практику, и это время совпало с началом пандемии. Я никогда не встречала столько людей, которым нужны были поддержка и участие
Все чаще я слышала слова: «как я устала, когда это все закончится», «хочется просто все бросить и уйти»
Полная изоляция уже давно закончилась, но у многих работа не вернулась в прежнее русло
Самое неприятное во всей этой ситуации то, что многие, кто находится на грани, это очень умные, трудолюбивые, ответственные, лояльные к своей компании сотрудники
Недавно я прочитала об исследовании, которое опубликовало Harvard Business Review. И один из источников выгорания сотрудников был:
Тенденция перегружать работой наиболее способных и амбициозных сотрудников
Меня очень «зацепил» этот пункт. Потому что на самом деле в трудные времена всегда наибольшая ответственность и нагрузка ложится на плечи лучших, экспертов и надежных сотрудников
Проблема в том, что эта нагрузка не убирается, а остается навсегда: «ну ты же можешь». Но даже после длительных марафонов нужен отдых и восстановление
Парадокс: компании должны бережно относиться к ценным сотрудникам, но делают все, чтобы эти сотрудники просто истощились
У меня есть клиент, у которого на данный момент в работе стоит 76 ! задач одновременно
Не 3, не 4 и даже не 10
Логика его руководителя в следующем: а что такого? Каждой задаче уделяешь минут по 20-30 и везде потихоньку движешься
Проблема в сроках. Задачи нужно решить, чем быстрее, тем лучше
В ловушку переработок попадают лучшие, кто любит свою работу. При неадекватном руководителе очень быстро создается впечатление, что проблема в тебе, ты плохо стараешься, мало чего можешь, ведь другие же показывают результаты. И перестаешь здраво оценивать ситуацию - 76 задач невозможно сделать по определению
Но сотрудник продолжает работать больше и усерднее, находясь в состоянии постоянного неуспеха, пока не сгорит
Одна компания оказалась в очень неприятном положении, когда в самые неподходящие моменты ее лучшие сотрудники стали друг за другом болеть. С кем-то просто стало невозможно общаться: раздражительность зашкаливала
Стали разбираться и предположили, что это могло быть следствием постоянных переработок. Люди давно находились в авральном режиме
Ко мне обращались ряд HR-специалистов, перед которыми стояли задачи либо по профилактике выгорания сотрудников, либо уже необходимо было что-то сделать, чтобы как-то вывести из этого состояния
Что мы сделали с коллегами, и что сработало. Возможно, наш опыт будет полезен:
Мы выделили критично важных сотрудников для компании. Проблемы с которыми привели бы к проблемам в бизнесе. Именно на этих сотрудников мы ориентировались в первую очередь, но в дальнейшем распространяли мероприятия и на всех остальных
Минимизировали многозадачность и стали отслеживать нагрузки каждого сотрудника. Сейчас есть возможность во многих crm системах настроить функцию: при постановки задач сотрудникам отслеживать статус ее выполнения. Чтобы всем коллегам было видно: кто что делает, сколько задач стоит одновременно. Это удобно: руководитель знает, кому давать новые задачи, кто сейчас менее загружен
Также обучили руководителей, как эффективно ставить задачи сотрудникам, контролировать и давать обратную связь. Цель: повышение менеджерского уровня, понимание, кому и какие задачи ставить, к чему приводят невыполнимые требования, а также максимальная прозрачность задач, поддержка при выполнении
Ввели программу «Стоп переработкам». Даже если не успел и очень хочется. Профессионалы и фанаты своей работы, порой не знают меры: все время хочется больше, лучше, всего и сразу. Если сотрудник не успел что-то сделать, выясняем причины, оптимизируем работу и время
«Выгоняем» в отпуск, даем дополнительные дни отдыха, если сотрудник работал в авральном режиме какое-то время. Например, проект сдан и все - пару дней отдыха или больше. Несколько оплачиваемых дней намного дешевле стоят компании, чем ошибки и нервный срыв сотрудника
«Точка опоры» - так мы назвали марафон по профилактике стресса и выгоранию. Совместно с психологами подготовили цикл лекций с упражнениями о бережном отношении к себе. Как понять, что хватит и нужно отдохнуть. Методы саморегуляции и самоподдержки. Как не разорваться между домом и работой. Как говорить нет и выстраивать экологичные отношения друг с другом
Был колоссальный отклик от сотрудников. Это совместное обучение очень помогло в коммуникациях, снизились претензии друг к другу и конфликтные ситуации. Сейчас готовим продолжение уже в оффлайне с выездами с семьями
Конечно, хорошо, если компания думает и заботиться о своих сотрудниках. Но ответственность о своем здоровье, и в первую очередь о психологическом, лежит все же на нас самих
P.S. Все примеры публикую с согласия моих клиентов и анонимно