Найти тему

Формула-1: Red Bull и Aston Martin сами виноваты во взрыве шин в Баку

Оглавление

В Pirelli завершили расследование взрыва шин Макса Ферстаппена и Лэнса Стролла - выводы указывают, что гонщикам стоит спросить команды о причинах схода.

"Это как же, вашу мать, извиняюсь, понимать?"
Макс Ферстаппен, фото взято из открытых источников
"Это как же, вашу мать, извиняюсь, понимать?" Макс Ферстаппен, фото взято из открытых источников

В первые же часы после гонки шинники поспешили заявить - всему виной мусор на трассе, который привёл к порезам. Но сводить выяснение причин вот к такому экспресс-анализу было бы не солидно для производителя - и эксперты принялись терзать и без того разорванные в хлам покрышки, выпытывая у них ответ на вопрос, кто виноват. В прессе, разумеется, тут же стали множиться слухи. В какой-то момент журналисты (разумеется, со ссылкой на "самые компетентные источники") заявили: в Pirelli обнаружили, что обе команды занизили давление в шинах против рекомендованного, оттого-то резина и не выдержала.

"Надо было, наверное, сменить резину, но что теперь говорить... а? Не понял, какие дети? При чём тут Келли?"
Макс Ферстаппен, фото взято из открытых источников
"Надо было, наверное, сменить резину, но что теперь говорить... а? Не понял, какие дети? При чём тут Келли?" Макс Ферстаппен, фото взято из открытых источников

Занижать давление - одно из любимых занятий команд, так как это помогает улучшить сцепление колёс с трассой. Но, естественно, без минусов не обходится: шины быстрее изнашиваются. Если трасса не особенно требовательна к резине, а болид умеет тратить её бережно, то такой шаг полностью оправдан. В противном случае начинаются проблемы.

Но вот в Pirelli закончили препарировать остатки шин и выкатили заключение: давление не занижалось, температура чехлов для прогрева была в границах предписанного. Сама резина при этом тоже в порядке - насколько это возможно после аварии. Тесты показали - расслоения нет, "усталости материала" тоже.

"А вот кому летнюю резину? Хорошая резина, клянусь! Подходи, покупай, скидка будет!"
Марио Изола, глава автогоночного подразделения Pirelli, фото взято из открытых источников
"А вот кому летнюю резину? Хорошая резина, клянусь! Подходи, покупай, скидка будет!" Марио Изола, глава автогоночного подразделения Pirelli, фото взято из открытых источников

Что же это получается, внутренние боковины шин на болидах Макса и Лэнса разорвало по кругу, а причин нет - просто так лопнули, сами по себе?

Конечно же, причины аварий, похожих друг на друга, как две капли воды, есть, и в докладе шинников об этом говорится, хоть и не открытым текстом.

Об этом говорится ровно в том же абзаце, где сказано, что команды соблюдали предписанные параметры. Всё списывается на некие, так и не уточнённые, условия эксплуатации резины.

Да, к условиям можно отнести погоду, абразивность асфальта и другие обстоятельства - назову их для простоты внешними. То есть, теми, на которые команды повлиять не в состоянии. Но если бы дело было именно в этом, то мы увидели бы в Баку куда больше взрывов покрышек. А у нас - только два, пусть и крайне драматичных, схода.

Простая логика подсказывает: если проблемы только у двух машин, то причины надо искать внутри команд. Да, требования по давлению и температуре чехлов для прогрева в Red Bull и Aston Martin соблюли.

Но это означает только одно: к авариям привели другие настройки болидов.

Какие-то параметры вызвали повышенный износ резины, которая в итоге не выдержала такого насилия над собой и отправилась в край вечной охоты. Косвенно это подтверждают в Pirelli. Всё в том же заключении говорится, цитирую:

The FIA and Pirelli have agreed a new set of the protocols, including an upgraded technical directive already distributed, for monitoring operating conditions during a race weekend and they will consider any other appropriate actions

Что вкратце означает: ФИА и Pirelli разработали новый набор протоколов для слежения за тем, как команды работают с резиной на протяжении всего этапа, а также готовы принять любые другие меры. Наблюдать в оба глаза за не в меру прыткими конюшнями будут уже начиная с гран-при Франции в эти выходные.

Стало быть, шинники и ФИА признали: действовавших ранее инструментов не хватало для полного контроля за манипуляциями с шинами.

"Ну я вас умоляю, вы таки думаете, что я не знаю за все ваши фокусы?"
Президент ФИА Жан Тодт, фото взято из открытых источников
"Ну я вас умоляю, вы таки думаете, что я не знаю за все ваши фокусы?" Президент ФИА Жан Тодт, фото взято из открытых источников

А это означает: то, что шины на болидах Red Bull и Aston Martin показали правильное давление, вовсе не гарантирует, что команды соблюдали эти требования от старта до финиша.

Давление могло быть легальным только до предстартового контроля, а затем конюшни каким-то образом снизили его. Что же, четыре болида действительно отлично мчались по трассе круг за кругом... но половина машин так и не увидела клетчатый флаг. Стоила ли овчинка выделки? И что, если бы эти аварии произошли в другом месте - там, где потерявшие управление болиды вынесли вместе с собой другие машины? Что если бы эти аварии привели к пострадавшим?

Думаю, в командах прекрасно осознавали риск, на который пошли. Но желание опередить соперников оказалось неизмеримо сильнее. Впрочем, как и всегда. Поэтому - хорошо, что ФИА и шинники расширяют контроль за действиями команд. И просто замечательно, что уже со следующего сезона за давлением в шинах и их температурой будут следить в режиме онлайн специальные датчики. Скорость скоростью, но ответственностью пренебрегать нельзя.

Игры с давлением в шинах, гибкие антикрылья, из-за которых в Ф1 чуть ли не война развернулась, а руководители Mercedes и Red Bull перешли на личности - похоже, "Быки" готовы поставить на карту чемпионства-2021 всё, что только успеют придумать и протащить мимо контролёров ФИА. Это, безусловно, делает сезон гораздо интереснее - главное, чтобы не пострадала безопасность.

И да, очень хочется увидеть, чем ответят на такой штурм чемпионы, которым на последних этапах тяжко пришлось.

Друзья, спасибо, что дочитали! Ставьте "нравится", комментируйте, подписывайтесь - дальше тоже будет интересно! Хорошего вам дня!

#формула-1 #спорт #авто #шины #pirelli #аналитика #макс ферстаппен #нарушение #расследование #лэнс стролл