Нам часто в своих молитвах волей-неволей приходится произносить слово «Аминь», но не каждый знает с какой целью. Помимо знакомого нам значения с еврейского: «Да будет так, истинно, верно», этимологически подразумевается под собой надежность, твердость, верность, постоянство, непрерывность то, что никогда не перестаёт.
То есть, чтобы Господь когда-то не произносил, с какими бы мы к Нему молитвами не обращались, мы твёрдо веруем, что все, что сказанное имеет под собой силу, величие.
Но в разные эпохи оно имело под собой разное значение. Если в Ветхом Завете под словом "Аминь" имелось в виду что-то завершающее. К примеру, торжественное подтверждение обязательства зачитанного Закона, молитвы, соглашения или клятвы. Если вы обратите внимание на текст молитвы, читаемый своему Ангелу Хранителю, который можете прочитать здесь https://t.me/molitvaikona/3996, то увидите в нем до боли знакомое и такое важное окончание.
То в текстах Нового Завета употребляли его уже в знак одобрения, правдивости, что человек соглашается с тем или иным утверждением, словословием, проповедью. Является словно "словесной печатью", выражающей готовность христиан нести ответственность перед Богом.
Более того, это слово означает самого Господа, то есть является еще одним Его именем. В Откровении святого апостола Иоанна Богослова мы видим: И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия (Откр.3:14).
А в Евангелии от Иоанна для некой выразительности используют "Аминь", как бы удвоено («Аминь, аминь говорю...»), что указывает на особую значимость слов Господа и подтверждает их власть, усиливает верность истин Божественного Откровения.
Но даже если и его ставят в конце молитв, псалмов, это не значит, что это «конец». Часто сам Христос не редко говорил «Аминь» и в начале своей речи: «Аминь глаголю вам — Истинно говорю вам...». Но начинать ею мог только Господь.
"Аминь" является одним из самых распространенных слов в богослужении Православной Церкви. И как и «Аллилуя», "Аминь" - единственные слова на еврейском языке, которые не были переведены на церковнославянский или русский язык. Им 115 раз начинаются или заканчиваются тексты в Новом Завете.
Иногда даже люди в обиходе в знак согласия с кем-либо, в знак точности сказанного тоже говорили: "Аминь".
Более того мы не раз встречаем эту словоформу «Аминь» в Псалмах, что указывает нам на то, что мы должны быть очень внимательны к текстам. "Аминь"указывает, повелевает на то, что нужно остановиться и внимать написанному. То есть читая послание к Богу, человек должен на время забыть о суете, пустых мыслях, мешающих сосредоточиться, внимательно читать, чтобы осмыслить сказанное. Ведь понять что-то, а иногда и получить от Господа ответ можно тогда, когда мы имеем чистое открытое сердце.
Впервые этот термин встречается в тот момент, когда старый и больной Давид повелел Ванеи помазать на царствование своего сына Соломона. Ванея принял волю это как волю Божию и произнесением аминь, как бы он запечатал его постановление.
"Аминь" означает еще как Божья устная печать, символ веры в то, что все что читается, молитва, прошения воззвания не вызывают сомнения, а является бесспорным утверждением. Так делал и пророк Иеремия. Он запечатлел коротким словом клятву Всевышнего восстановить царство народа Божьего и вернуть все награбленное, что означает, что сбудутся слова Господние. Важно только произносить его правильно, с чувством, с воздыханием, не впустую, а осознанно. Данный пост https://t.me/molitvaikona/3997 поможет вам произносить его так, чтобы человек даже вырос, окреп духовно, чтобы пробудились его внутренние духовные силы.
Но иногда аминь не ставится вообще. Если, например в конце молитвы есть такие слова: «Яко Твое есть Царство и Сила и Слава...», то в конце уместно поставить Аминь. Так, мы как бы соглашаемся со сказанным.
Но вот в конце молитвы «Богородица Дево радуйся» это слово не используем. А все потому, что в этих коротких словах мы и так видим ее правдивость, в ней даже описано почему мы ее восхваляем: «яко Спаса родила еси душ наших», а разве может быть что-то убедительнее и вернее этого. Поэтому в присутствие слова "Аминь" нет необходимости, словом, оно там не уместно.
А еще помимо "печати" в конце это слово еще называет «слово-скрепа», которое выражает волеизъявление молящихся людей, принятие ими ответственности перед Богом и надежду на то, что молитва будет услышана. Раньше даже на возгласы священника отвечал сам православный народ, а не хор. То есть он всё понимал и соглашался со сказанными словами произносимой им молитвы. Кроме того, "Аминь" связывает в одно органическое целое предстоятеля и возглавляемую им паству. И даже этим словом запечатлевается повествование всего Евангелия, являясь ее последним словом (Откр. 22:21).
Зная важность этого слова, писатели тоже интересно обыгрывали его. Пушкин, к примеру, использовал это слово, чтобы подчеркнуть глубину слова «конец». А Серафимович сказал человеку, свершившему поступок: "Аминь".
Подписывайтесь на наш уникальный православный телеграмм-канал https://t.me/molitvaikona, чтобы узнать о последних новостях, прочитать о духовной жизни в современном мире, меняя отношения к Богу и людям.