«Изменилось соотношение сил на советско-германском фронте. Дело в том, что фашистская Германия все более и более истощается и становится слабее, а Советский Союз все более и более развертывает свои резервы и становится сильнее. Время работает против фашистской Германии»,
— из приказа Верховного Главнокомандующего № 95 от 23 февраля 1943 года.
Мы помним пленных немцев 1941 года. Их наглости не было предела. Заложив руки в карманы, они стояли перед нами в наглой позе, отставив ногу, и презрительно ухмылялись. Они были совершенно уверены в победе Германии.
Они говорили:
— Ваша борьба бессмысленна. Немецкая армия скоро завоюет Россию,
— и советовали сдаваться в плен.
О чем же рассказывает фриц 1943 года?
Он говорит, что настроение среди немецких солдат подавленное. Большинство из них не верит уже в победу Германии. Участились случаи дезертирства из армии.
Неважные вести идут из Германии. Мать пленного, с которым мы беседовали, побывала в гор. Касселе. «От города остались одни развалины» — написала она в письме сыну. О работе английской и американской авиации рассказывал и вернувшийся из отпуска солдат Вернер. Он побывал в Гамбурге. Там полностью разрушены гавани, многие военные заводы превращены в обломки.
А Красная Армия неуклонно наступает. Геббельсовской брехне о планомерном сокращении фронта солдаты уже не верят. Командир роты объяснил более толково: — у русских больше живой силы и техники, немецкие части не могут сдержать наступление русских.
Фрицы воют. Но это не спасет их от расплаты. Мы знаем — фрицы безвредны только мертвые. Живые — они способны на новые подлости, на новые злодеяния. И нам нужно приложить все силы, чтобы ни одного фрица не осталось живым на нашей земле.
Капитан Н. МУХИН(1943)