Кажется, Онегинский цикл медленно, но верно движется к концу. Однако кое о чём ещё надо поговорить.
В комментариях к некоторым статьям так или иначе поднимался вопрос о прототипах героев романа. И вот на этом, наверное, нужно остановиться.
Я уже писала, что среди персонажей романа предстают вполне реальные люди: одни названы по имени (с Кавериным Онегин обедает у Talon, Вяземский «подсел» к Татьяне, встретив её «у скучной тётки»), другие угадываются («старик» на том же вечере у тётки или описанные поэтом светские красавицы).
Действующее лицо – и сам Александр Сергеевич, сообщающий нам немало подробностей о своей жизни в лирических отступлениях.
Мы узнаём какие-то черты реальных людей в эпизодических персонажах романа (писал же Пушкин: «Вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны»), но вот главные его герои… Как хочется многим читателям узнать, кто изображён под именем Онегина или Татьяны! И тут уже начинаются, простите, «гадания на кофейной гуще». Квинтэссенцией их явилась обнаруженная мной на днях в Интернете статья, автор коей безапелляционно указывает на прообразы главных героев, не зная подчас элементарных вещей. Так, можно ли верить хоть в чём-то человеку, анализирующему (причём совершенно серьёзно) лирическое отступление о театре: «Таким образом, имена Фонвизина и Княжнина здесь абсолютно не случайны, первый был близким другом Пушкина на протяжении многих лет». Если вспомнить, что Фонвизин умер за шесть с половиной лет до рождения Пушкина, выводы ясны…
Особенно достаётся Татьяне. Ведь автор намекнул нам вроде бы в финальных строках о реальном прообразе:
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
О много, много рок отъял!
Вот и начинаются домыслы. Подставляются реальные имена. Подтасовываются (другого слова подобрать не могу) факты.
Как вам такое? «Татьяна Ларина — одним из прототипов можно считать Авдотью (Дуня) Норову, подругу Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины».
Красиво звучит! И не интересует никого, что письма Норовой (я не буду сейчас говорить о её по-своему трагической судьбе) к Чаадаеву начали писаться после его возвращения из-за границы (1826 год), когда самой Норовой было уже 27 лет (очень старая дева, по понятиям того времени), а Пушкин работал над пятой-шестой главой романа. И как можно посчитать изображением Норовой карикатурную Дуню из второй главы (там, где она «пищит» под гитару)? Критики не выдерживает и «скорбь по поводу её безвременной кончины»: на самом деле Норова скончалась в 1835 году, через два года после выхода полного издания «Онегина».
Читаем дальше: «Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Карениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого “Анна Каренина” является продолжением романа “Евгений Онегин”».
По-моему, нелепость зашкаливает. Предоставляю читателям самим разобраться в этой, простите, белиберде. Хочу лишь заметить, что переписываю её не просто так.
Самое страшное: эта ахинея опубликована на сайте «Мультиурок», предлагающем «готовые материалы для работы в классе и удалённо», под заголовком «Научно-исследовательская работа на тему “Исторические прототипы литературных героев романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»”». Выполнен сей труд ученицей 10 класса под руководством учителя литературы Гибадуллиной Г.Ш. Я не буду комментировать, иначе напишу что-нибудь ооочень интересное. Но ведь это всё читается! В это верят! Эти «открытия» охотно тиражируют!
Я уже ставила в заголовок статьи слова Маяковского «Бойтесь пушкинистов!» Но, наверное, ещё больше бойтесь вот таких «исследователей»!
Что мы всё-таки можем прочитать ещё о прототипах Татьяны? Какие имена называются?
Имя первое – императрица Елизавета Алексеевна (действительно, её «рок отъял» к моменту окончания романа, но, извините, при всём желании не могу увидеть в ней «девчонки нежной», да и вся версия о романе её с поэтом кажется мне надуманной).
Имя второе – Наталья Дмитриевна Фонвизина. Очень подробно писала о ней пару лет назад, когда готовила цикл о декабристках, поэтому сейчас приведу лишь основные доводы «за» и «против».
Эта версия возникла из утверждений самой Натальи Дмитриевны, которая в неё искренне верила. Она писала И.И.Пущину: «Ваш приятель А.С. как поэт прекрасно и верно схватил мой характер пылкий, мечтательный и сосредоточенный в себе, и чудесно описал его первое проявление при вступлении в жизнь сознательную...» Но если мы взглянем на то, как Фонвизина будет описывает свою юность, то ясно увидим, что «пылкость» и «мечтательность» юной Наташи имеют совсем другую окраску. Если Татьяна погружена в чтение романов, мечтает о любви, то Наташа предстаёт очень религиозной, даже, я бы сказала, экзальтированно-фанатичной (о её весьма странных для барышни самоистязаниях, попытке уйти в монастырь вы можете прочитать здесь). История замужества, возможно, и напоминает что-то из романа, но очень отдалённо. Поэтому, думаю, сказать «ужель та самая Татьяна» про Фонвизину никак нельзя.
Ещё один важнейший момент, о котором я тоже уже писала. Не сохранилось ни одного свидетельства о том, что Пушкин и Фонвизина где-то встречались. Думаю, что, если бы они были, Наталья Дмитриевна не преминула бы сообщить о них. Упорно называя себя Таней (так что даже влюблённый в ней Пущин однажды не выдержал), они ни разу не написала и не сказала о Пушкине как о человеке, с которым была знакома. А потому вопрос, как он мог «схватить» её характер, остаётся на её совести.
Верил её версии Ф.М.Достоевский, но можно ли полностью полагаться на мнение уважаемого писателя? Во-первых, он буквально преклонялся перед Натальей Дмитриевной за помощь в самую трудную пору. Во-вторых, вспомним его упорные высказывания о старике-муже Татьяны – если явно ошибался здесь, мог ошибиться и в другом.
И уж (для меня, во всяком случае) никак не укладываются в «фонвизинскую» версию слова о «роке». Даже если возможно на какой-то момент, на сотую долю процента вероятности представить себе, что Пушкин и Фонвизина были знакомы, то ни о какой влюблённости поэта речи явно не шла.
О Керн как прообразе Татьяны говорили (и сама она об этом писала). Но тут, по-моему, снова желаемое выдаётся за действительное. Можно по-разному относиться к образу жизни Керн, но согласитесь, что её поведение, мягко говоря, не очень соотносится с душевной чистотой Татьяны. Тем не менее…
В.И.Колосов, много занимавшийся историей Тверского края, записал (когда – сказать не могу, но, так как родился Колосов в 1854 году, полагаю, что через много лет после описываемых событий) воспоминания Екатерины Евграфовны Синицыной, в девичестве Смирновой, дочери тверского священника, воспитанной в семье П. И. Вульфа, у которого Пушкин гостил в 1829 году: «Чрез несколько лет встретила я в Торжке у Львова А.П.Керн, уже пожилою женщиною. Тогда мне и сказали, что это героиня Пушкина – Татьяна.
...и всех выше.
И нос, и плечи подымал.
Вошедший с нею генерал.
Эти стихи, говорили мне при этом, написаны про её мужа, Керн, который был пожилой, когда женился на ней». Снова – «мне говорили», и снова – «пожилой муж». Почему-то очень многим хочется соотнести Е.Е.Керна, женившегося в 52 года, с мужем Татьяны, который, скорее всего, был не старше 35-ти. Похоже, утверждающим подобное просто лень как следует перечитать роман.
Ещё одно свидетельство. Запись в дневнике А.Н.Вульфа от 15 июня 1833 года. «С большим удовольствием перечёл и сегодня 8-ю и вместе последнюю главу “Онегина”, одну из лучших глав всего романа, который всегда останется одним из блистательнейших произведений Пушкина, украшением нынешней нашей литературы, довольно верною картиною нравов, а для меня лично — источником воспоминаний весьма приятных по большей части, потому что он не только почти весь написан в моих глазах, но я даже был действующим лицом в описаниях деревенской жизни Онегина, ибо она вся взята из пребывания Пушкина у нас, “в губернии Псковской”. Так я, дерптский студент, явился в виде геттингенского под названием Ленского; любезные мои сестрицы суть образцы его деревенских барышень, и чуть не Татьяна ли одна из них. Многие из мыслей, прежде чем я прочёл в “Онегине”, были часто, в беседах с глаз на глаз с Пушкиным в Михайловском, пересуждаемы между нами, а после я встречал их, как старых знакомых».
Эту огромную цитату я не случайно привела практически полностью. Помимо высокой оценки романа (надеюсь, Вульф и лично Пушкину её высказал) – снова домыслы о прообразах. И вот уже более чем земной и искушённый радостями жизни Вульф видит себя в пылком романтике Ленском. Что же касается его сестёр… Очень возможно, что какие-то черты Ольги можно найти в Евпраксии (недаром же Пушкин напишет «Твоя от твоих» на подаренном ей экземпляре двух глав «Онегина»), а Татьяны – в Анне, видимо, долго и безнадежно влюблённой в поэта, но опять же это – отдельные черты, а никак не полное слияние прообраза и героя. И что же теперь – верить тем, кто искренне считал себя «образцом»?
А вот Синицына, чьи воспоминания я приводила выше, отметила: «Анна Николаевна Вульф, по моему мнению, не подходит к Татьяне, она была уже зрелая, здоровая такая, когда я её видела». Кстати, Синицына очень как-то нетрадиционно описала внешность Пушкина: «Пушкин был очень красив; рот у него был очень прелестный, с тонко и красиво очерченными губами и чудные голубые глаза. Волосы у него были блестящие, густые и кудрявые, как у мерлушки, немного только подлиннее. Ходил он в чёрном сюртуке. На туалет обращал он большое внимание. В комнате, которая служила ему кабинетом, у него было множество туалетных принадлежностей, ногтечисток, разных щёточек и т. н.» К теме статьи, конечно, не относится, но любопытно.
Часто мелькает в подобных статьях и ещё одно имя - Мария Раевская (Волконская). Но эта версия, думаю, требует особого рассмотрения.
До следующего раза!
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь
"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь
Навигатор по всему каналу здесь