Еще в молодости, получив признание как художник-передвижник, он неожиданно отказался от критического реализма и стал сказочником с кистью в руках. В историю он вошел как автор трех монументальных символов: русского православия, русского воинства и русского искусства - росписей Владимирского собора в Киеве, "Богатырей" и фасада Третьяковки.
Сын сельского священника, Виктор Васнецов должен был пойти по стопам отца. Но, не доучившись в семинарии, он уедет из Вятки в Петербург, поступать в Академию Художеств – да так оробеет в столице, что не решится узнать результат вступительного экзамена. Через год, подавая документы повторно, выяснит, что давно уже принят. В Академии Васнецов знакомится с "законодателями мод" в современной живописи – художниками-реалистами. Он подхватывает остросоциальные темы и пишет картины из жизни "маленького человека" из низов – такого же, как и он сам.
Типичный ранний Васнецов – картина «С квартиры на квартиру». Он берет абсолютно передвижническую тему: повседневную жизнь «униженных и оскорбленных». На картине - двое стариков, которые бредут по замёрзшей Неве. Видимо, у них закончились деньги, и их выгнали со съёмной квартиры. Всё, что нажили эти люди за свою жизнь, уместилось в маленьком узелочке. Их жалкой судьбе невозможно не сопереживать.
Илья Печенкин,
кандидат искусствоведения, РГГУ:
Ранние произведения Васнецова характеризуются критической заострённостью. В этом смысле он может быть назван продолжателем или даже эпигоном Перова, Якоби, Прянишникова - в общем, той плеяды художников, в творчестве которых реализм интерпретировался как демонстрация определённых противоречий жизни общества. И в таком тенденциозном ключе начинался Васнецов как живописец.
Из книги:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века:
https://www.labirint.ru/books/740206/