Найти тему

7 забытых слов из лихих 90-х, которые не знают современные дети

18K прочитали
Словарик лихой эпохи. Вспоминаем исчезнувшие символы смутного и шального десятилетия
Словарик лихой эпохи. Вспоминаем исчезнувшие символы смутного и шального десятилетия

Лихие 90-е годы - непростой период в истории России, связанный с переходом к дикому капитализму, гиперинфляцией, разгулом организованной преступности и бандформирований. Те смутные времена подарили россиянам опыт выживания в экстремальных условиях, когда на работе не платят зарплату по полгода, полки в магазинах пустые, а детей как-то кормить и одевать надо.

Вместе с новым устройством жизни лихая эпоха принесла нам и новые слова и понятия, о которых никто даже не догадывался в СССР. Вместе с постепенным восстановлением экономики эти некогда знаковые слова уже почти полностью ушли из лексикона, а современные дети, родившиеся после 2000 года, про них к счастью (или к сожалению) даже не слышали. В то же время ряд слов как риелтор, тусовка, бабло и другие по-прежнему в ходу.

В продолжении предлагаем вам вспомнить характерные забытые слова, неразрывно связанные с ушедшей эпохой 90-х.

1.Ваучер

Ваучерная приватизация не принесла 95% людей никакой прибыли
Ваучерная приватизация не принесла 95% людей никакой прибыли

Летом 1992 года Борис Ельцин решил раздать все имущество советских госпредприятий народу. В итоге каждый россиянин получил приватизационный чек на 10000 руб., который олицетворял его долю в богатстве страны. В народе его прозвали ваучером.

Ваучер представлял собой ценную бумагу, на которую можно было купить только акции или облигации какого-либо госпредприятия. Однако 95% населения из-за недостатка финансовых знаний так и не смогли обогатиться, продавая свои ваучеры скупщикам за пару бутылок водки.

Лишь единицы обменяли ваучер на перспективные нефтегазовые акции, например, Газпрома. Тогда же появились и будущие олигархи, скупавшие за копейки ваучеры у населения, а затем получившие контрольные пакеты Уралмаша, Норникеля и др. заводов-гигантов.

Многие вложили свои ваучеры в так называемые чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которые в большинстве случаев оказались пирамдами.

2.МММ

Билет МММ
Билет МММ

Самая известная финансовая пирамида 90-х, основанная Сергеем Мавроди, выпускала даже собственные квазиденьги "мавродики" различных номиналов, а с экранов ТВ постсоветских зрителей атаковала навязчивая реклама с Леней Голубковым, который на росте курса акций якобы купил жене сапоги, квартиру, дом в Париже и еще много чего.

По оценкам, в пирамиду вложилось порядка 15 млн. россиян, в т.ч. известные артисты. Курс акций Мавроди устанавливал самостоятельно кажлый рабочий день.

Черный день для вкладчиков настал 29.06.1994, когда курс акций резко упал в 127 раз, а Мавроди арестовали.

На волне успеха МММ появились сотни других лохотронов, самые известные из которых - Хопер-Инвест, Властилина и Русский дом Селенга.

3.СКВ и У.Е.

Очередь в обменник в Петербурге после дефолта 1998 года
Очередь в обменник в Петербурге после дефолта 1998 года

Термин свободно конвертируемая валюта (СКВ), под которой обычно подразумевались доллары США или дойчмарки (Евро тогда еще не было), появился на закате перестройки в противовес рублю, который обменивался на 1,5 доллара США только на бумаге в постановлениях ЦК КПСС.

Часто в городах у вокзалов и рынках стряли люди с табличками "Куплю СКВ", а газеты пестрили объявлениями "Магазин торгует только за СКВ", поскольку из-за гиперинфляции в начале-середине 90-х цены лишь за месяц вырастали буквально в 1,5-2 раза.

Когда с 1994 года розничную торговлю за инвалюту в России запретили, многие коммерческие магазины, торговавшие импортом, стали указывать цены в условных единицах или у.е. (в шутку их называли "убитыми енотами"). Один у.е. приравнивался в одному доллару. В у.е. также оценивались квартиры, машины и другие дорогие вещи.

4.Киллер

В те годы разговор с конкурентами был короткий
В те годы разговор с конкурентами был короткий

В 90-е конкурентов по бизнесу, тех, кто отказывался платить дань бандитам и причих неугодных людей было принято устранять или "заказывать", поэтому профессия наемника была весьма востребована.

Об их подождениях пестрили бульварные газеты, обязательно уточняя, был ли сделан контрольный выстрел.

Обычно жертву поджидали в подъезде дома, а заказ получал от 5000$ в зависимости от сложности задачи. Для уменьшения шума использовали глушитель. Таких людей в штате держала любая крупная ОПГ.

С 2000-х годов основные сферы влияния были поделены, да и конкуренция стала более цивилизованной, поэтому слово сейчас можно услышать крайне редко.

5.Видеодвойка

Видеодвойка
Видеодвойка

Так в народе называли моноблок - устройство формата "2 в 1", которое объединяло в одном корпусе телевизор небольшой диагонали и видеомагнитофон. Видеодвойки активно выпускались ведущими фирмами производителями телевизоров во второй половине 90-х годов. Наиболее популярная диагональ кинескопа - 14 дюймов.

Их очевидным плюсом был компактный размер и отсутствие лишних проводов. Часто их брали летом на дачу и ставили на маленькой кухне в хрущевках. За удобство приходилось платить более высокой ценой и дорогим ремонтом в случае поломки или зажевывания пленки.

Такие гибриды сошли на нет после появления DVD и плазменных ТВ-экранов.

6.Рэкетир

Рэкетиры вместе со своим транспортом
Рэкетиры вместе со своим транспортом

Понятие рэкета вошло в обиход в конце Перестройки с развитием частных кооперативов. Так называли бандитов, которые крышевали и собирали дань с коммерсантов, в обмен защищая от нападок со стороны других группировок. Ими в основном становились бывшие спортсмены и военнослужащие крепкого телосложения, уличная шпана из малообеспеченных семей.

К началу 90-х территории были поделены между ОПГ, и платить были вынуждены все, так как на помощь милиции рассчитывать не приходилось. Тех, кто не хотел платить, запугивали и "уговаривали" с помощью бейсбольной биты, утюга и паяльника.

Ближе к концу 90-х членов ОПГ стали чаще называть братками, а под их крышами остались лишь незаконные виды бизнеса.

7.Челнок

Челноки на вокзале
Челноки на вокзале

Когда Ельцин в 1992 года разрешил свободную торговлю и открыл границы, за кордон потянулись тысячи наших предприимчивых соотечественников, но интересовали их не достопримечательности, а дешевый ширпотреб (тоже слово из 90х), которого так не хватало на родине. Из-за постоянных ходок туда-обратно таких людей стали звать челноками.

В зависимости от региона ездили в шоп-туры в Китай, Вьетнам, Турцию или Польшу, а товар без какого-либо таможенного оформления привозили на себе в огромных прочных клетчатых баулах, затем продавая на работе, у перехода метро или на рынке в любую погоду. Деньги на поездку и закупку партии товара копили или занимали у знакомых. Некоторые раскручивались, открывали несколько точек по городу. По оценкам, на долю челноков в середине 90х приходилось до трети российского импорта.

Дефолт 1998 года, когда рубль за считанные дни обесценился в 4 раза, поставил крест на челночном бизнесе.

👍 Подписывайся, ставь лайк, комментируй!

Еще: 9 забытых слов из СССР