Найти тему
Navygaming Channel

Новинки на книжных прилавках: "Парусно-винтовые фрегаты". Часть 1 (1846-1860 гг.)

Когда речь заходит о парусно-винтовых фрегатах второй половины XIX века то большинство вспоминает союзные эскадры у Севастополя и Петропавловска -Камчатского в годы Крымской войны, или на Балтике. А кто-то вспомнит эскадру адмирал Перри в Японии и "противостоящую" им парусную "Палладу". Однако процесс установки паровых машин на фрегаты не остался незамеченным в России, которая также построила ряд таких кораблей....

Продолжаем представлять обзоры книжных новинок по темам военно-морской истории, боевым кораблям и вооружениям. Отмечу, что это делаю для систематизации собственной библиотеки,а не для рекламы и меня не связывают "деловые" отношения ни с авторами (кроме знакомства с некоторыми), ни с продавцами и издательствами. Все книги приобретены за личные средства, для личного пользования. Представляю только те книги, которые лично удалось купить для себя: "чего не имею - о том не говорю, здесь". Обзор начат с конца 2019-начала 2020 годов. И главное - я не рекламирую эти книги, ваше дело покупать их или нет.

Очередная "свежая" новинка в серии "Российский императорский флот" от БКМ позволяет вспомнить парусно-винтовые фрегаты русского флота, самым известным из которых является "Архимед" (по крайней мере про него часто можно найти упоминание в литературе о флоте того периода). Итак, представляю НОВИНКУ 20021 года, купил я ее буквально месяц назад. Выписал я ее, как обычно, у Владимира Васильевича Арбузова (кто в теме- тот знает) , сумму озвучивать не буду, кому интересно - напишу в личку. Книга продолжает известную серию "Боевые корабли мира" в ее новом подразделе - РИФ (Российский императорский флот), на мой взгляд очень правильное решение.

-2

Книга вышла в типовом серийном оформлении, с которым мы уже ранее познакомились, когда рассматривали броненосные крейсера Франции, например, или колесные пароходофрегаты русского флота - Парусно-винтовые фрегаты. Часть 1 (1846-1850-гг.) / Сборник статей и документов - СПб, 2021. - 108 с. Издательство не указано (может быть "ЛеКо", но данных нет). Как видим, конкретный автор не заявлен, раньше часто такие книги готовил к изданию В.В.Арбузов. В данном случае указано, что подбор текста, подрисуночные подписи и примечания подготовил В.А.Зубицкий. Как видим на обложке - сразу указаны ключевые герои повествования (традиционно для книг данных серий): "Архимед", "Палкан", "Илья Муромец", "Громобой", "Генерал-Адмирал", "Аскольд". Надеемся, что за первой частью выйдет и продолжение, значит мы увидим на страницах книг и другие русский винтовые фрегаты ("Ослябя", "Светлана", "Дмитрий Донской" и др.).

-3

Однако вернемся к книге. Структура книги небольшая и довольно проста: шесть глав, большинство из которых посвящены каждому из ранее перечисленных фрегатов, причем в той же самой последовательности. Но есть одна особенность - в качестве приятного дополнения в начале книги первая статья об истории возникновения класса винтовых фрегатов. В статье в сжатой форме представлены причины и последствия появления кораблей такого класса в зарубежных флотах и в России. Разумеется в первую очередь здесь представлен опыт США и Великобритании, а затем - краткий обзор, в том числе с теми кораблями которым посвящена книга, того как корабли такого класса создавались в России.

-4

Здесь можно отметить, что разумеется зарубежный опыт имел большое значение для строительства винтовых фрегатов в русском флоте, однако нельзя не заметить, что первая статья проиллюстрирована 25 фотографиями, схемами и рисунками, при этом все 25 фотографий, рисунков и схем - это иностранные фрегаты, хотя две трети текста - о русских кораблях. Возможно авторы-составители хотели наглядно представить наших вероятных партнеров/соперников, считая, что затем, когда будут рассматривать по отдельности русские корабли, от тогда и будет представлены фото и рисунки по ним. Но как мы увидим в дальнейшем - этого не случилось, к великому сожалению. Нельзя не отметить, что в первой обзорной главе не забыли и про "Алабаму" (упомянули в тексте), и представили фрегат "Мерримак" в том самом виде, каким он был до пожара и до переоборудования в броненосец. Это было довольно любопытно!

-5

А вот тираж этого издания - не определен !, значит печатают малыми сериями и под заказ, возможно это заинтересует коллекционеров- меня например заинтересовало. Меня привлекло и то, что автор-составитель и издатели решили раскрыть тему, которую практически всегда старались обходить стороной! Если по крупным броненосным кораблям русского флота второй половины 19 века есть книги, то о кораблях переходного периода практически мало информации. Возможно, что в архивах не особо много сохранилось материалов по этой теме, или они не доступны. Думаю фотографий точно мало.

-6

За вводной обзорной статьей следуют статьи по каждому из кораблей (для фрегатов "Громобой" и "Илья Муромец" - общая, считались серийными кораблями). Статьи довольно развернутые, но уже не новые. Мы уже отмечали, что эта книга - сборник статей и материалов, таким образом по перечисленным фрегатам использовались материалы не только 19 века (в частности "Морской сборник" как было до этого), но и более современные. Все основные статьи по всем фрегатам - ранее статьи, опубликованные в журнале "Судостроение" (1994-1996 гг.). В принципе ничего не имею против того, что в одном месте были собраны эти статьи (автор - Ю.И.Головнин), тем более, что об этом четко указано на страницах книги. В тоже время по всем фрегатам добавлены материалы и из "Морского сборника" за 1855-1860-е годы и это добавляет определенного колорита и, так сказать, "дыхание времени".

-7

Останавливаться на содержании статей и истории русских фрегатов не буду - пусть читатели сами читают и оценивают и стиль автора статьи, и судьбу корабля, и его боевой путь. Отмечу некоторые особенности самой книги. Первое что привлекло внимание - обилие фотоматериалов и иллюстраций по иностранным винтовым фрегатам. Фотографий много, причем их дополняют рисунки внутреннего устройства, разрезы, схемы, картины из боевой деятельности. В книге 18 страниц с цветными иллюстрациями, из них 11 страниц- иностранные корабли, о которых по тексту не всегда можно найти упоминание. Например, очень часто встречались фото, в том числе цветные фотографии и иллюстрации, датского фрегата "Юлланд". Конечно, этот фрегат довольно интересен, является боевым кораблем, и участником Гельголландской битвы. И главное - он до сих пор сохранился и доступен для осмотра в качестве музея. Но это ведь датский фрегат, а не русский! К сожалению все что есть цветного в книге - это цветные фото моделей фрегатов "Архимед" и "Громобой" из экспозиции ЦВММ.

-8

Как уже отмечалось в первой статье очень много фотографий кораблей (иностранных), а вот в статьях, посвященных русских винтовым фрегатов, фотографий почти нет. Максимум - это одна-две фотографии корабля, которые дополняются изображением различных исторических деятелей, военных моряков, а также схемами кораблей, их парусного оснащения, схемами с продольными разрезами и схемами такелажа. Есть даже теоретический чертеж корпуса фрегата и планы палуб. Можно сделать вывод, что по русским кораблям проще найти документы, относящиеся к их постройке и чертежам, чем картины и фотографии. Сложно представить, что мы можем легко увидеть "Мерримак" под парусами и его внутреннее устройство, чем несколько фото русского винтового фрегата.

-9

Но есть одно исключение - в книге довольно много фотографий фрегата "Генерал-Адмирал", причем не только в море, после постройки, но и в ходе строительства на верфи. Представлены фотографии на стапеле, перед спуском на воду, на достройке, в доке, после ввода в строй, батарейная палуба, в плавании и т.д. Кроме того именно по этому кораблю больше всех чертежей и схем. Такое внимание к данном кораблю можно было бы объяснить тем, что на нем служил великий князь Константин Николаевич, и это было бы верным. Однако как объяснить большое (относительно) наличие фотографий с периода строительства? И здесь все оказывается просто - корабль был заказан в США и построен по указанию русского правительства.

-10

Возможно для подтверждения выполняемых работ американцы и фотографировали корабль на разных его стадиях и отсчитывались за проделанную работу. Я понимаю, что в США был специальный наблюдающий за строительством, однако фото есть фото. Кстати, корабль получился довольно удачный, хотя прослужил он всего около 10 лет, крайне мало даже для парусного корабля. К тому же корабль "зарубежной постройки" должен был отличаться высоким качеством строительства, ведь так? Как же иначе. Но здесь и оказывается определенная "проблемка" - деревянная обшивка и набор фрегата оказался заражен гнилью, что привело к бесполезности тимберовке и разбору корабля. Отдадим должное, фрегаты, которые строились на русских верфях также часто имели проблемы и с гнилью и с низким качество работ по корпусу. Интересно, что большинство перечисленных фрегатов служили не дольше: "Палкан", "Илья Муромец" и "Аскольд" - около 5-6 лет, "Громобой" продержался дольше около 14. По тексту в качестве одной из причин раннего разбора этих кораблей "на дрова", называли начало броненосный эры, и это разумеется верно. Но возникает вопрос, почему в России не стали использовать опыт США, которые достаточно быстро из деревянного полусгоревшего "Мерримака" с исправной машиной сделали броненосец "Вирджинию". Конечно, получить мореходный броненосец вряд ли удалось бы, но может быть удалось бы построить броненосные корабли береговой обороны, которые были бы получше трехпушечных винтовых канонерок (как в прошлой книге).

-11

Как уже отмечал, книга имеет большое количество фотографий и рисунков кораблей, причем довольно хорошего качества (понятно что они прошли обработку), на мелованной бумаге выглядят очень представительно. Представлены и чертежи фрегатов, по крайней мере тех, по которым удалось найти эти чертежи. Кстати, я "хвалил" "Генерал-адмирал" за то, что по нему много фото, а ведь с чертежами у этого корабля все было не очень хорошо. Вот что отмечено в книге: "...чертежей фрегата до сих пор не обнаружено (поиски их в РГАВМФ и ЦВММ оказались безрезультатны), то есть основания полагать, что их скорее всего в Россию не пересылали, о чем говорит и запрос Кораблестроительного технического комитета командиру Кронштадтскго порта с просьбой обмерить на фрегате размерения рангоута и выслать вместе с чертежом парусности...". Вот так то.

В целом хорошая книга. Красочная серийная цветная обложка, плотная качественная мелованная белая бумага и редкие фотографии подчеркивают достоинства книги. К недостаткам отнесу мягкий, клееный переплет, но он довольно крепкий. Еще раз скажу - книга мне понравилась.

-12

Традиционно, рекомендаций "купить/не купить" не даю, цену не называю (кому интересно - ЛС) . Место приобретения назвал. Насчет приобретения решать вам, уважаемые читатели., тираж не определён, и как пишет сам В.В.Арбузов - именно читатели определяют количество книг, которые будут печататься.

А какое ваше впечатление об этой книге? Видели ее на прилавках книжных магазинов? Делитесь в комментариях и давайте обсудим. Ну а я остаюсь в ожидании продолжения серии, и уже знаю, что вскоре будут новые книги в этом формате, некоторые я уже купил - жду доставки.

И с вашего позволения продолжу представлять вам следующие книги этой серии и подобных ей. Очередность представления книг для себя примерно выстроил, но если у вас есть пожелания о том, какую из книг данной серии представить здесь - пишите в комментариях или ЛС.

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок: