Найти тему
Катарсис

Рок-музыка и сатанизм, или Можно ли по форме искусства судить о его содержании

Здравствуй, читатель. Поговорим о музыке?

Честно говоря, вышестоящий вопрос слегка самонадеянный, потому что в музыке я не разбираюсь, склонности к этому виду искусства у меня нет совершенно, но это не мешает мне его (вид искусства) пламенно любить. К тому же, речь в тексте, который последует ниже, пойдет не о специфике музыкального творчества. Это будут всего лишь мои рассуждения на популярную тему.

Есть две крайние точки зрения, когда речь идёт о рок-музыке: одни утверждают, что она нормальной быть не может, что рок-музыканты - это сплошь сатанисты и оккультисты, другие - что совершенно не имеет значения содержание музыкального творчества, важна лишь сама музыка, то есть форма, можно петь о чем угодно, но при этом воспринимать содержание песен, как шутку или как художественный образ, к которому не стоит относиться всерьез.

Первая точка зрения довольно бессмысленна и нелепа. Вторая разделяется многими людьми, но с ней я также абсолютно не согласна.

Что касается рока и сатанизма: понятное дело, что есть среди рок-музыкантов сатанисты, но в этом вина не рок-музыки, а самих людей. Сатанисты могут быть в любой среде и сфере - дело ведь в самих людях.

Я очень люблю рок-музыку. Как я писала в этой статье, я до старших классов вообще не слушала особо ничего. Когда я открыла для себя "Арию" и "Кипелова" - для меня это был резкий скачок в формировании моего музыкального вкуса. А когда я познакомилась с "Оргией праведников", я поняла, насколько христианской по своему смыслу может быть музыка, исполняемая в рок-стиле. (Вот, к примеру, песня "Оргии праведников" ниже - она пронизана христианским смыслом).

Для меня последнее даже более логично, чем, к примеру, христианские песни в попсовом стиле или каком другом, более лёгком, чем рок. Последний жанр характерен тем, что звучит тяжелее, чем другие жанры (знаю, знаю, рок-музыка имеет целую гору под-жанров). И в моём восприятии такая музыка очень сочетается с христианскими темами, которые могут быть затронуты в песнях. Я сравниваю с другими светскими (если позволите так назвать) стилями, разумеется, а не с церковной музыкой.

Для меня "Оргия праведников" - это потрясающий пример того, что совершенно не важна форма искусства, важно лишь то, что эта форма содержит внутри себя.

Однажды я ходила на концерт, устроенный в рамках христианского фестиваля, там выступала и "Оргия праведников". Среди зрителей были люди очень разные - и молодежь, и пожилые. И вот вижу я, что одна (или две) пожилая женщина при выступлении "Оргии праведников" зажала уши руками :)))

Это очень позабавило меня. Нет, я не смеюсь над этой женщиной. Меня забавляет то, как предвзято люди могут относиться к чему-то даже очень хорошему только из-за того, что форма подачи этого хорошего не та, к которой они привыкли или которая им нравится.

Помимо "Оргии праведников" других христиански направленных групп я не слушаю. Все хочу поискать такие группы, но пока руки не доходят. Впрочем, есть ещё Кипелов, который когда-то отказался исполнять "Антихриста" "Арии" из-за того, что его православные убеждения вступают в противоречие с содержанием этой песни. По поводу песен группы самого Кипелова говорить я не берусь, потому что слушала не все песни, не могу утверждать что-то относительно их содержания.

Кстати, что касается формы: недавно задумалась о том, что хороших вокалистов много, но почему же я настолько высоко ценю вокал Кипелова, к примеру? Не только его (вокал С. Калугина, А. Стырова и некоторых других люблю так же сильно), но он - один из моих любимцев среди многих других, которые мне просто нравятся. Я пришла к выводу (но это не точно, потому что я плохо разбираюсь в музыке), что многие хорошо поют, но для этого им приходится очень стараться, прикладывать много усилий, а Кипелов просто поет - так же естественно, как дышит каждый человек. Я не имею в виду, что другие хуже поют, просто мне очень нравится голос Кипелова - нравится мощь, которая в нем звучит.

Итак, я слушаю в основном светские рок-группы. В таком случае почти неизбежно то, что столкнешься с песнями, которые будут противоречить с твоим религиозным мировоззрением (если человек убеждённо верующий). Когда мне попадаются такие песни, я их просто не слушаю (например, как в случае с многими песнями "Арии", которые я вообще не слушаю, потому что меня отвращает содержание песен в целом или отдельные строки).

Оскар Уайльд писал, что нравственных и безнравственных книг не бывает, бывают книги лишь хорошо написанные и плохо написанные (передаю суть его слов, не дословно). Думаю, эти его слова относились к искусству в целом. Вы с этим согласны? Я - нет.

Мое мнение таково, что любое произведение искусства - это идея, которую до созерцателя/слушателя/читателя пытается донести автор. Идея, облеченная в определенную форму. Да, я согласна с Уайльдом относительно того, что произведение может быть хорошо или плохо сотворенным - только я точно так же думаю и в отношении смысла творения. Но если плохая форма произведения - это не страшно, потому что вреда в себе никакого не несёт и говорит лишь о том, что либо автор не имеет таланта, либо ему не хватает тренировки, то плохая содержательная часть произведения - это уже опасно. Потому что безнравственные, гнилые идеи, спрятанные даже в самые привлекательные художественные формы, могут нанести вред человеку, который близко к сердцу примет эти идеи, окажется под их воздействием, слишком ими увлечется. Плохая идея произведения искусства может посеять в сердце человека зерно, которое в дальнейшем под влиянием уже других факторов вырастет во что-то плохое. Поэтому я твердо уверена в том, что каждый автор, творцом чего бы он ни был - книги, музыки, картины - несёт огромную ответственность за то, что он выносит на суд мира. Как Виктор Франкенштейн нес ответственность за созданного им монстра, также и каждый автор произведений искусства несёт ответственность за те идеи и смыслы, которые он вкладывает в свои творения.

И, как всегда, секунда эстетического наслаждения (фото автора)
И, как всегда, секунда эстетического наслаждения (фото автора)