Найти тему
Круто об искусстве

Визионер, англичанин, романтик.

Уильям Блейк. Великий архитектор, 1794. Британский музей, Лондон.
Уильям Блейк. Великий архитектор, 1794. Британский музей, Лондон.

Он искренне был убежден, что каждый человек, как и он сам с раннего детства, владеет даром видений, но утрачивает эту способность без развития.

Знакомьтесь, УИЛЬЯМ БЛЕЙК - тот самый, "Великого архитектора" которого видели все, а вот кто создал сие творение ответят единицы. Поздравляю, теперь вы знаете правильный ответ.

Про Блейка говорить очень трудно, но он так невозможно хорош, поэтому я дерзну, правда, не уверена, что сдюжу, посему, если не выйдет, можете накладывать на меня епитимью.

Итак, начнем 😅

Он был оригинальным мыслителем, мистиком и визионером, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова: мир его видений был для него такой же реальностью, как и окружающая действительность ( в четыре года художник увидел голову Бога в окне, а позже - пророка Иезекииля в полях и "дерево, полное ангелов со сверкающими крыльями").

Уильям Блейк. Благовещение пастухам. Иллюстрация к поэме Мильтона "Утро Рождества Христова", 1809. Манчестерский университет, Великобритания.
Уильям Блейк. Благовещение пастухам. Иллюстрация к поэме Мильтона "Утро Рождества Христова", 1809. Манчестерский университет, Великобритания.

Блейк обладал поистине пугающей мощью воображения.

И колоссальным багажом знаний: от идей средневекового мистика Парацельса через мистицизм XVII века в лицах Сведенборга и Якоба Беме к библейским сказаниям и даже восточным религиям.

Уильям Блейк. Данте, вошедший в огонь. Иллюстрации к "Божественной комедии", 1827. Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
Уильям Блейк. Данте, вошедший в огонь. Иллюстрации к "Божественной комедии", 1827. Национальная галерея Виктории, Мельбурн.

А сейчас будет неожиданно - Блейк не получил НИКАКОГО общего образования, но много и взахлеб читал. Резюме: читайте книги, господа, они есть сила (и я сейчас не про романы Данцовой, если что).

Зато проф.образование Блейка началось очень рано - в рисовальной школе Парса, затем была мастерская гравера Джеймса Безайра. Для последнего юный художник рисовал в лондонских церквах, особенно в Вестминстерском аббатстве, а также памятники средневековой скульптуры, миниатюры и витраж. И это во многом определило его творчество.

Именно под руководством Безайра Блейк в совершенстве овладел графическим мастерством, а готическая форма стала главной зазнобой художника.

И именно готическую форму Блейк считал "живой" - крайне не популярный взгляд для его времени, когда все повально поклонялись античности.

Он, конечно, знал Рафаэля, Дюрера, Микеланджело, маньеристов и даже ассирийские рельефы, но сердцу не прикажешь, сердце хочет вытянуть форму и причудливо ее изогнуть (что, однако, не исключает значение оригинального цвета во многих композициях художника).

Уильям Блейк. Книга Иова. Сыновья и дочери Иова, ошеломленные Сатаной, 1821. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк.
Уильям Блейк. Книга Иова. Сыновья и дочери Иова, ошеломленные Сатаной, 1821. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк.

Блейк с самого начала творил небывалым для эпохи его времени языком (небывалым со времен Средневековья) - совмещал изображение и слово, рисунок и текст. Более того, и то, и другое было СОЗДАНИЕМ САМОГО БЛЕЙКА.

С одной стороны, рисунки эти неотделимы от их литературной основы, с другой - они столь разнообразны по смыслу, интонации и образной концепции, что диву даешься. И, конечно, смысл многих изображений художника до сих пор остается не до конца раскрытым, да и сам он прекрасно осознавал, что его символический язык будет для многих (а как выяснилось спустя века, для всех) недоступен: "Я вижу все, что изображаю из этого мира, но не каждый видит его таким же".

Блейк создал свою мифологическую космогонию - сущностные начала бытия во вселенском масштабе и в микроскопе человеческой жизни.

Уильям Блейк. Навуходоносор, 1805. Галерея Тейт, Лондон.
Уильям Блейк. Навуходоносор, 1805. Галерея Тейт, Лондон.

И вот его "Навухудоносор" (1805) - тот самый ветхозаветный вавилонский царь, который "отлучен был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы" (Даниил 4:30).

Но изображает сия работа не столько книги пророка Даниила (чертовски с̶к̶у̶ч̶н̶о̶ мало для художника), сколько одну из самых мрачных порождений блейковской фантазии - злобного и могущественного тирана Уризена - своеобразная интерпретация Иеговы, олицетворение всего, что сковывает и ограничивает свободу человека, подчиняет его всевластию меры и расчета.

Но самыми грандиозными по образному смыслу творениями художника стали иллюстрации к "Книге Иова" и к "Божественной комедии" Данте.

Эти акварели - абсолютные шедевры Блейка. И вообще-то их трудно назвать иллюстрациями, ибо листы поражают своей "самостоятельностью", т.е скорее носят станковый характер.

Здесь воедино слилась мощная фантазия художника и его трепетное отношение к текстам, которые Блейк, к слову, читал в подлиннике (вот вам и "безграмотный" художник).

Уильям Блейк - это такой гибкий графизм, уникальный, динамичный, "растущий", уподобленный органическим орнаментальным формам - вот она, грядущая, витиеватая эпоха модерна.

Уильям Блейк. Вихрь любовников. Иллюстрации к "Божественной комедии", 1827. Галерея Тейт, Лондон.
Уильям Блейк. Вихрь любовников. Иллюстрации к "Божественной комедии", 1827. Галерея Тейт, Лондон.

И вот он - "Вихрь любовников. Паола и Франческа", когда взметнувшаяся волна, извиваясь, подобно змее, уносит в бесконечность поток тел, а главные герои, подхваченные струями воды, низвергаются вниз, бессильные противостоять неумолимому движению. И все здесь до изысканности музыкально - и гармония линейных ритмов, и тонкий, богатый, местами экспрессивный колит - отзвук торжественного строя дантовских терцин.

Поэтому не удивительно, что именно Блейк написал наиболее точную поэтическую формулу всего романтического миропредставления:

В одно мгновенье видеть вечность,

Огромный мир в зерне песка,

В единой горсти бесконечность,

И небо в чашечке цветка.

-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16