Есть случаи, когда ребёнок очень плохо читает даже в 7 и старше классах. Это, что очень естественно, влечёт за собой неудачи, «провалы» по всем предметам. Есть проверенные мной способы «вытаскивания» таких детей. Нет, не на «4», ни тем более на «5», но вполне на заслуженную «3» с плюсом. Ко мне иногда приводят таких детей, поделюсь опытом. Это статья только для родителей, которые не знают, как помочь не успевающим по многим предметам детям.
Прежде всего надо сказать: если при переходе в среднюю школу скорость чтения 40-50 слов в минуту, а то и менее, и не меняется в лучшую сторону, подумайте о том, что ребёнок сам сильнее нас всех страдает от этого, хотя, чем старше, тем более демонстрирует «пофигизм», а потом и «агрессию». Но помогать ему надо, и не так, как другим детям. Чем раньше начнёте, тем лучше.
Вот приводят ко мне такого «несчастного» и говорят, что он регулярно занимался индивидуально, но НЕ ХОЧЕТ. Безобразник такой-сякой! Приносят тетради с записями заданий предыдущего репетитора. Одна такая тетрадь сразила наповал: 48 листов были исписаны рукой учителя правилами орфографии (дословно) из учебников. Конечно, правила нужны и важны. Но для ЭТОГО ребёнка – какой толк? Если он читать их будет несколько минут, а как он будет ориентироваться в этом «талмуде»? Но вывод следует безапелляционный один – ребёнок необучаем.
Предупреждаю родителей: не надейтесь на резкий и впечатляющий прогресс. Ставим маленькие цели и методично их добиваемся.
1. Цель – СНЯТЬ СТРАХ и неприятие книги и «УВИДЕТЬ» текст, слова. При таком отставании от нормы дети не видят границ предложений, потому что не понимают смысл. При слишком медленном чтении он теряется. Я начинаю с чтения книг, напечатанных крупным почерком. Объём регулирую по уровню ученика, надо, чтоб он осознал прочитанное. Обязателен контроль, понимает ли слово. Удивитесь, но не понимает от 50% СЛОВ! Не спешите вслух удивляться – возмущаться, а вспомните: он часто слышал это слово? Ему кто-нибудь когда-нибудь его объяснял? Если встретилось такое слово, после объяснения пусть прочитает всё предложение и расскажет смысл. Потом так желательно готовиться к устным предметам.
И (внимание!) предоставленный отрывок должен прочитать НЕСКОЛЬКО РАЗ, пока не ускорится темп. Нужно закрепить звучание и даже видимый образ слова. Раз от разу должно формироваться чувство удовлетворения и пока ещё проблеска надежды. Летом не заставляйте таких детей читать по списку, или выбирайте только маленькие. Почитайте в детском издании «Барона Мюнхгаузена» и ещё подобное из небольших глав-рассказов. Можно и современное. Главное-небольшого объёма, с приключениями. Я думаю, учитель поймёт. Если в сентябре обязательно будет контроль прочитанного, давайте маленькие тексты, но в форме книг (адаптированные для детей), пусть записывает автора и название, при этом разрешите оценивать книгу по балльной системе. Во-первых, поймёте предпочтения, во-вторых, это своего рода рефлексия. При чтении заставьте пользоваться какой-нибудь указкой, и самое важное – задерживать на конце слова, пока не прочитает. Это должно приучить дочитывать слова.
2. Цель №2 – СПИСЫВАНИЕ. Это очень важный этап. Ведь почему дети недописывают, почему пропускают, переставляют буквы, пишут не поддающиеся объяснению буквы в общем-то нетрудных словах? Потому что не прочитывают, а проглядывают, не читают, успевая увидеть только первые 3-4 буквы. Научите списывать – лучше будет читать. Постепенно придёт понимание прочитанного. А значит, появится интерес.
Вот минут 30 вы раза 3 читали один и тот же текст. Теперь берём предложение, читаем 2-3 раза(!) 2-3 слова ВСЛУХ, чётко проговаривая до последней буквы – и пишем НЕ ГЛЯДЯ на текст И ПРОГОВАРИВАЯ ВСЛУХ ПАРАЛЛЕЛЬНО ЗАПИСЫВАЕМОМУ. И так по-2-3 слова, потихоньку. Этим заниматься постоянно, приучить так выполнять дом. задания. В сентябре подойдите к учительнице, объясните, как вы работаете, какой навык отрабатываете и попросите давать задание по теме, но со списыванием. Должна понять и пойти навстречу.
Очень важное задание – расставлять в тексте ТОЧКИ. В любом возрасте это оказывается сложным делом. Скопируйте диктант, уберите точки, измените начальные буквы на маленькие и распечатайте, или прямо с компьютера.
3. Цель №3 – изложение текста. Начинайте с объёма не более 2 предложений. Принцип тот же: чтение вслух медленно. Можно 2 раза. При записывании самодиктовка вслух. (Именно поэтому выпускники старой школы грамотны). Самопроверка через сравнение с текстом.
При более-менее закреплённом этом навыке можно вводить элементарные правила на безударную гласную, непроизносимые согласные, чередование. Только не в форме зазубривания текста правила, а в виде чёткого алгоритма, рисунков и схем. Таким детям полезно несколько раз прописывать слово.
И только потом, когда запомнит много слов, научит соединять слова, можно приступать к самостоятельному высказыванию.
Это работа не на месяц, а на год-два-три. НО что ж делать. Именно столько и упущено..
Как видите, вполне можете справиться сами. Только не психуйте, пусть чувствует не раздражение, а стремление вместе преодолеть.
Как писать изложения из 3 абзацев, если не запоминает, я рассказала в одной из первых своих статей. Но это не сразу! Если есть возможность, найдите учителя, только не требуйте сразу научить писать грамотно.
Как писать грамотно – это следующий этап. Поэтому повторяю: чем раньше начнёте, тем лучше.
Всегда думайте о том, что главное – чтобы вырос хорошим, ответственным человеком. А научится что-либо делать хорошо, будет зарабатывать, и никто не будет вспоминать, какие оценки у него были в свидетельстве.