Сейчас много говорят об отсутствии у детей мотивации к учёбе. Мне кажется, одна из причин проблемы — в том, что родители и педагоги пытаются мотивировать детей результатами: «Вот вырастешь — знания тебе пригодятся», «Поступишь в институт», «Получишь хорошую профессию». Но эти цели для ученика начальной школы слишком далеко! Кроме того, младший школьник ещё не может прочувствовать на себе важность высшего образования или хорошей работы.
И почему-то мало внимания уделяется важности не результата, а самого учебного процесса.
Фрагмент фильма "Первоклассница" (1948 г.)
Я помню свои школьные годы: мне, как и героине фильма Марусе, тоже говорили, что учёба — это моя работа. Все взрослые работают — а ты учишься. И мне не приходило в голову, например, не пойти в школу просто потому, что не хочется, и попросить маму написать записку учителю.
А в своей репетиторской практике я столкнулась с тем, что родители могли посреди учебного года поехать отдыхать вместе с ребёнком. Да, взрослые берут отпуск в любое время, но совокупная его продолжительность не должна превышать определённого количества дней. А ребёнок, получается, и в это время пропускает школу и не учится, и никому в голову не приходит на каникулах усадить его заниматься пропущенное время.
Или ребёнок не хочет идти в школу по каким-то своим причинам — и мама не пытается выяснить и устранить эти причины, а просто позволяет пропустить день. Помню, ученик-второклассник был очень удивлён, узнав от меня, что в этом случае стоит выполнить не только домашнюю работу, но и пропущенную классную.
Или занимаемся мы с ребёнком — а в соседней комнате идёт телевизор или играет музыка. Вряд ли бы взрослые такое позволили, если бы работать надо было им, а не ребёнку.
Вот и складывается у школьника ощущение, что учёба — это просто неизвестно кем навязанный внешний процесс, в котором участвовать нужно, но как именно участвовать — не так уж и важно. Получилось не очень удачно — ничего, мама репетитора наймёт, и будет всё в порядке. Получается, что это забота опять же мамы, а сам ребёнок своей ответственности за происходящее не чувствует. И продолжает психологически оставаться дошкольником.
А как считаете вы? Учёба — это так же важно, как и работа взрослых? Напишите в комментариях, пробовали ли вы на своих детях такой способ мотивации.