На следующее утро после пятнадцатикилометрового перехода с почти двадцатью килограммами за спиной плечи ныли, ноги болели (хотя, может и наоборот - сложно внятно описать сигналы, которые подавало непривычное к подобным нагрузкам тело).
В общем, чувствовал себя полной развалиной, поэтому фраза: “Позавтракав на скорую руку и быстро собрав лагерь…” - абсолютно неуместна и неправдива. В общей сложности эти нехитрые процедуры вместе с прогулкой (ну, как прогулкой, с кряхтением на “деревянных” ногах) за водой до речки заняли у меня чуть больше двух часов. Все таки, жизнь в городе располагает к гиподинамии. “Надо чаще ходить пешком!” - мысль, которая крутилась в голове, как навязчивая мелодия.
Выход на маршрут
Ладно, проехали. Впереди еще пять километров, в том числе довольно крутой подъем по Южной тропе. Так что, подбадривая себя обсценной лексикой, часам к 11 утра я таки вышел на маршрут. Здесь дорога также шла через лес и оказалась практически без препятствий (единственная средней глубины лужа - не в счет, и не такие форсировали).
Один короткий по плану привал растянулся почти на полчаса, - ну никак не мог остановиться фотографировать местную флору, хотя, в итоге, приличных снимков получилось не так уж и много.
Долго ли, коротко ли шел, но в конце концов добрался до небольшой полянки, что лежит сбоку от дороги. Сумрачная, с обступившим с трех сторон плотной стеной лесом, она похожа на грот. Там, в глубине и начинается Южная тропа, которая ведет к вершине Воттоваары. Под самой старой сосной лежит плоский камень - этакий алтарь, на котором суеверные (а может просто по-приколу) туристы оставляют подношения духам горы.
Знаете, сидя в городской квартире, подобные ритуалы могут вызвать вполне объяснимую усмешку: “Мол, вот любители мистики, понимашь…”, но там, в Карельской тайге, у подножия горы, это выглядит сильно и естественно. Это настолько органично, что у меня было полное ощущения некой правильности и само-собой разумеющности.
Южная тропа
В начале тропа берет разгон под неприятным углом к горизонту и когда приспособился и к подъему, и к торчащим тут и там корням и булыжникам размером с голову теленка (ну, просто сравнение мне нравится - красочное) и кажется, что “В принципе ничего, одолею…”, тропа резко встает на дыбы и участок метров в 100 мне было проще пройти помогая себе всеми четырьмя конечностями.
Жарко. Кислорода не хватает (как люди на Эверест забираются, вообще не понятно). Пот течет ручьем и заливает глаза. Но вот он - последний рывок, и тропа становится гораздо дружелюбнее, сначала весело петляет по лесу, а потом медленной каменистой рекой ведет к вершине.
Стоянка на горе
Шел я не наобум к вершине, а к конкретной точке на плато, отмеченной на карте как “палаточный лагерь”.
Координаты палаточного лагеря: N 63° 04.187', E 032° 37.477'
Примерно через час я оказался на запланированной точке. Сама по себе она ничем не примечательна, но с нее отлично видно маленькое горное озеро и подходящие для стоянки места вокруг него.
Ребята, которые собирались спускаться, посоветовали воду из озера не брать. Допытываться о причине не стал. Просто принял к сведению.
Надо сразу предупредить, что в лесу на подъеме, что на самом плато какое-то дикое количество мошкары слабо чувствительной к репеллентам. Так что запасайтесь самыми “зубодробительными”.
Замечательный обзор испытаний самых популярных средств от комаров здесь
Солнце только перекатилось через зенит. Дальше все было, как во сне. Добрался до облюбованной площадки, поставил палатку и, традиционно после “марш-броска”, завалился спать.
Наука Ничегонеделания или вечерний досуг
Проснулся через пару часов, солнце еще светило во всю. Так как никаких продуманных планов на остаток дня я не делал, решил посвятить себя ничегонеделанию. В чем я являюсь если не признанным мастером, то уж точно не новичком-любителем.
После крайне непродолжительного купания (вода не обжигала холодом, но была довольно близка к этой критической температуре), на берегу которого поставил палатку, сел с кружкой чая и часа два с совершенно освобожденной от мыслей головой абсолютно неинтеллектуально “втыкал”, любуясь валунами, обрамляющими воды озера. В восточных же традициях такое времяпрепровождения называется медитацией.
Место, кстати говоря, я выбрал на редкость удачное и примечательное. Помимо озера, буквально в двух шагах стоит одна из достопримечательностей Воттоваары - Перевернутая пирамида - массивный и высоченный камень четырехгранной пирамидальной формы, вцепившийся своей вершиной в землю и основанием обращенный к небу.
Да, еще про озеро хотел сказать. Вода в нём темная. Не мутная, а именно темная и непрозрачная. Что-то в этом есть жутковатое и на уровне подсознания доставляет дискомфорт. Это вторая причина, по которой мне не очень то и хотелось долго плескаться и плавать.
Самый простой способ рано лечь спать
Связь на горе есть, но интернет мучительно медленный. Так что искушение проверить почту, Контактик или заняться на сколько затягивающим, на столько и бессмысленным интернет-серфингом было зарублено на корню. Короче говоря, к своему собственному удивлению, часам к девяти вечера я уже стремительно падал в объятия Морфея (да, знаю, слишком напыщенная фраза получилась, но, честно, это было именно так - тело медленно погружалось в небытие, как бы растворяясь и переставая существовать, а сознание также медленно меркло и лишь на несколько мгновений вспыхнуло яркими гипнагогическими образами).
Было ли это следствием утомления от непривычных нагрузок или перегрузка сознания новыми яркими впечатлениями, мистикой и подарком Воттоваары или чем-то ещё - прозаичным и поддающимся рациональному объяснению, Свапнещвари его знает… Но это было реально круто. Хочу так ещё!
Послесловие
В следующей части расскажу как я сделал свой первый обход основных достопримечательностей Воттоваары.
Все публикации цикла:
Поход на Воттоваару. Часть 1. Экипировка и снаряжение
Путешествие на Воттоваару. Часть 2. Долгая дорога
Путешествие на Воттоваару. Часть 4. Достопримечательности вершины
Путешествие на Воттоваару. Часть 5. Лестница в небо