Неумолимая статистика предрекает закрытие большинству стартапов. Точнее, практически всем. Ведь по информации Startup Genome, например, 9 из 10 обречены на исчезновение. Безусловно, стартап – дело крайне рискованное. Однако, есть ряд ошибок, которые допустили те, кто вошел в число девяти неудачных проектов.
Посмотрим на ошибки, отсутствие которых способно помочь вашему проекту выжить.
Организация и бюджетирование
Решаясь на запуск стартапа, не все отдают себе отчет в том, какой это требует организации. Уже на этом этапе возникают промахи, которых легко избежать, если обратить на них внимание.
1. Один за всех
Практика показывает, что более перспективный вариант работать командой. Для одного основателя трудно учесть и тем более выполнить все требования и технические моменты. Даже если вы – гений и умеете сделать все самостоятельно, вам не хватит времени, ведь в сутках, как и прежде, всего 24 часа. Еще один нюанс: одному легче опустить руки и отказаться от затеи.
2. Недостаточность подготовки и слабая презентация
Это сделает невозможным поиск инвестора. Люди, которые потенциально готовы вложить деньги в вашу идею любят цифры и конкретику. Презентацию требуется четко структурировать, покажите, что именно получит тот, кто в вас поверит. Неопределенность, приблизительность, отсутствие финальной идеи проекта – верный путь к тому, что финансирования, на котором строится проект, вы не получите.
3. Одинаковый подход
Некоторые основатели стартапов умудряются ходить с одной и той же презентацией ко всем подряд. Все инвесторы – разные, клиенты – тоже. А когда речь заходит в принципе о презентации для клиента и инвестора, то она априори не бывает одинаковой.
4. Плохая финмодель и суммы из воздуха
Даже если ваш продукт самый уникальный и нужный в мире, ему требуется просчет. Инвестору интересны только цифры, а уже после них поясните, чем вы лучше других. Касательно объема инвестирования, каждая сумма требует обоснования. И чем более конкретного, тем лучше.
5. Не то место, не то время
Иногда стартап проваливается, так как родился там, где нет возможностей для его существования. Технологии, финансирование, поддержка, организация – на всех этапах возникает проблема невозможности запуска. К сожалению, в таком случае лучше отказаться от идеи, потому что иначе наступит вот что.
6. Финансирование в никуда
Любой стартап требует финансовых вливаний и рассчитывать на то, что он окупится уже завтра нецелесообразно. Однако, важно различать тот проект, который жизнеспособен в будущем и тот, который никогда не станет прибыльным. Зачастую любовь основателя к своей идее, упрямство и самолюбие не позволяют отказаться от затеи. Но это нужно делать, потому что иначе не останется ничего, кроме долгов. Сделать вывод поможет регулярный мониторинг, оценка эффективности, финансовый анализ и прогноз.
7. Ненужные траты
Нет, это не финансирование в яму, как в предыдущем пункте. Это жизнь на широкую ногу тогда, когда еще никто ничего не заработал. Шикарный офис, отличная зарплата и личный водитель для руководителя и еще куча других расходов из денег инвестора, которые нужно вернуть. В более выигрышной позиции те, кто умеет затянуть пояса до тех пор, пока идея не выстрелит.
Продвижение
Это важный момент в работе, который почему-то часто не учитывается вовсе либо откладывается в долгий ящик. А зря, ведь грамотная стратегия и коммуникация со всеми сторонами поможет и с инвестированием, и с реализацией.
1. Ненастоящие проблемы
То, что товар или услуга призваны решать проблемы клиентов – прописная истина. Но если проблемы нет, то ее можно придумать. Этим пользуются не только стартапы, но и опытные компании. Но здесь легко совершить ошибку и так заиграться в придумывание проблем, что они будут существовать только для вас, а рынок их не примет.
2. Быстрота реакции
Вне зависимости от того, с кем вы взаимодействуете, клиентами или инвесторами, всегда есть обратная связь. Вас просят дать пояснения либо убрать часть предложения, что-то «допилить» или переделать. Здесь важно быть гибким и находить компромисс. Настаивать на своем предложении не эффективно по двум причинам. Вы теряете контакт и взаимопонимание со второй стороной, а также, скорее всего, ваш клиент или инвестор имеет больше опыта и его замечания резонны.
3. Маркетинг на потом
Основатели стартапов так увлекаются созданием продуктов, что забывают о продвижении. А иногда маркетинговый бюджет кажется им неподъёмным, поэтому его откладывают до лучших времен. Главное не забывать, что без маркетинговой стратегии лучшие времена могут и вовсе не наступить.
4. Главное – инвестор
Желание получить финансирование приводит основателей стартапов к тому, что они забывают обо всем, желая угодить инвестору. А ведь важно помнить, что главный для вашего продукта – клиент.
5. У нас нет конкурентов
Это спорное и смелое утверждение, которое стоит дорого. Возникает такая уверенность из-за недостаточного анализа рынка. А результатом такой смелости становится закрытие проекта.
6. Неправильная ниша
Боясь конкуренции, многие идут в те ниши, где ее мало или нет вовсе. Однако, стоит задуматься, почему туда никто не пришел до вас? Более правильным вариантом в этом случае является нацеленность на ниши с разумной конкуренцией, но выделение четкого УТП продукта.
7. Все будет само собой
Те, кто не сталкивался с битвой за рынок и внимание клиентов, имеют оптимистичный настрой и уверены, что все получится само собой. И продукт без технической базы, и продвижение без бюджета на маркетинг и вообще, все просто обязаны любить ваш продукт. К сожалению, это так не работает.
Это основные ошибки, учесть и не допустить которые ничего не стоит, а вот результат от этого не только экономия денег, но и большой шаг к тому, чтобы ваш стартап стал тем самым одним выжившим из десяти начатых.