С полным внедрением ФГОС наступила эра профильного образования в России.
Какое благо нам привалило и как мы без него жили. Так вот давайте поговорим об этом «благе».
Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.
Цели:
1) углубленное изучение учащимися отдельных дисциплин программы полного общего образования;
2) подготовку к получению высшего профессионального образования;
3) успешную социализацию учащихся;
4) возможность построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Задачи профильного обучения
Одна из главных задач профильного обучения – дифференциация и индивидуализация обучения, позволяющие за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Ну, как бы все прекрасно на словах. Что же на самом деле. Прекрасная система с абсолютно нереальными для реализации целями.
1. Углубленное изучение отдельных дисциплин (по выбору обучающегося).
Первая проблема – осознанность выбора. Ребенок 15-16 лет, вполне осознанно может решит; что за дисциплины ему пригодятся в будущей жизни? А вот и нет. Кто же делает выбор? Родители – это если все хорошо (хотя вряд ли, они смотрят на предпочтения своего чада). Толпа – типичная ситуация, куда все туда и я. И крайне малое количество деток, вполне осознано решает выбрать определенный предмет.
Проблема вторая – коварство профиля. Никто не озвучивает, что все остальные предметы урезают по времени. Выбрали математику и лишились географии (ну и черт с ней с эконом. географией мира), физики, русского языка в половину, истории и т.д. А ведь мы не уверены, как повернется жизнь через два года. Нужны ли будут нам эти предметы?
Проблема третья – техническая. Ваша школа не может открыть нужный вам профиль. Нет учителя, нет материальной базы, вы всего один выбрали предмет. Что делать? – Правильно - в другую школу. Хорошо, если вы в городе проживаете. А если до нужной школы 40-50 км. И нет прямого маршрута. Ну тогда, как все.
2. Подготовка к получению высшего профессионального образования.
Это вообще интересно. Школа дает специализированные знания по профессии? Если это так, то почему не выдает дипломы как в училищах. Если нет, то и цель бредовая.
3. Успешная социализация.
Каким образом профиль поможет социализации детей. Они собьются в стайки по интересам – ну так нет гарантии социализации. Лучше спросить,- сколько из учащихся сменят школу и обстановку. Мой ответ – единицы. А это значит если до 9 класса не социализировался, то не решит профильное образование ничего.
4. Возможность построения школьниками индивидуальных образовательных программ
Теоретически - такая возможность есть. На практике – «за чей счет банкет?». Кто это будет делать? Ученик – нет квалификации, учитель – ему это на кой черт (бесплатно работать), Завуч – бросит остальную работу и будет штамповать образовательные программы на каждого ученика. Некому этим заниматься. И если б в министерстве сидели люди работавшие в школе, то даже упоминания такой ереси не было б.
С задачами еще проще.
Готовить всех и вся реализуя их хотелки. А на выходе давать высокие образовательные результаты.
Вопрос. Чем хуже образование без профиля?
Полный перечень предметов, с полным содержанием.
Выбор направления дальнейшего обучения позже на 2 года.
На данный момент профильное образование тупик. Но министерство еще лет 5 будет тыкаться в стену головой и не факт что поймет проблему.