Найти тему
Катехизис и Катарсис

Кто же шепчет по ночам в одном из старейших памятников христианской культуры в Риге?

Ну что же, вот и пришло время поговорить об одном из старейших и важнейших памятников христианской культуры в Риге и узнать, кто же шепчет в его стенах по ночам.

Кафедральная церковь святого Якова (Иакова в русских интернетах) основана в 1225 году, этот год выгравирован на фасаде церкви и им же датируются первые упоминания о ней. Но времена были жаркими и бумажного подтверждения о точной дате освещения и начала работы собора не сохранилось.

На одном сайте наткнулась на информацию о том, что церковь святого Якова изначально была лютеранской, но это ложь, звездеж и провокация. Но обо всём по порядку.

Изначально, в соборе располагался Ливонский орден, главенствующий в то время в Риге, но богослужения в соборе устраивали не только для «правящей партии» и честных прихожан, но и для соседствующего с церковью женского монастыря Пресвятой Девы Марии. Новый собор сразу же окрестили «Главной сельской церковью Риги», поскольку он строился не в стенах Старого Города, а по соседству с ними и таким образом жители соседних с крепостью деревень были самыми первыми его прихожанами. Ситуация изменилась уже в 1262 году, когда границы крепости были расширены и собор с прилегающими к нему землями стал полноправной частью Риги, получив статус полноценного городского собора. Всё это время собор продолжал достраиваться. К 1300 году церковь наконец-то обрела свою первоначальную целостность, со всеми коридорами и тоннелями.

До начала XV века церковь оставалась собственностью Ливонского ордена. В 1430 году собор перешел во власть города.

Но вот наступил XVI век и с ним реформация. Будем честны, простым крестьянам было как-то без разницы, какая именно христианская церковь будет их презирать и обвинять в сговоре с нечистыми силами, но вот аристократическая верхушка всполошилась не на шутку. В 1522 году собор святого Якова осмелился первым в краях на лютеранское богослужение. Эксперимент удался и на целых два года прихожане честно превратились из праведных католиков в праведных лютеран.

Однако, в связи с тем, что изначально церковь является католическим наследием, а газет в то время не существовало и новость о смене курса деятельности за два года так и не распространилась на хоть сколько-нибудь приличные расстояния, в 1524 году, в самый разгар бунтов за новую эру христианства, в собор «с ноги» ввалились сторонники лютеранства и, даже не уточнив мнение о текущих модных веяниях, начали размахивать кувалдой направо и налево. В ходе незапланированной акции «бей своих, чтоб чужие боялись», интерьер церкви был расфигачен чуть более, чем полностью. Находящимся под верхними слоями камня «вечным прихожанам» тоже досталось.

После того, как большая часть спорных вопросов была разрешена не менее спорными методами, собору святого Якова торжественно присвоили статус главной церкви первой лютеранской общины Ливонии. Новому символу новой общины потребовалось некоторое время, чтобы выху(зачёркнуто) прийти в себя и зализать раны.

Не прошло и столетия с предыдущих событий, как церковь выкупили у города и передали знаменитому своими бедами с башкой обществу иезуитов. В качестве напоминания о том, кто тут главный, иезуиты сразу начали портить интерьеры церквей под предлогом смены на них дат под новое летосчисление. Знатно прихуевшие с такого расклада мирные жители внезапно перестали быть мирными и в качестве протеста ворвались прямо на богослужение и.... правильно, снова расхуярили многострадальный интерьер собора. А за неимением с собой кувалды, интерьеры хуярили всем, что попадёт под руку. По загадочному стечению обстоятельств, под руку попадались иезуитские священнослужители, их паства и предметы культа.

Таким образом, церковь ненадолго снова перешла во власть города и лютеранской общины. Однако, уже с 1591 года иезуиты засели в управлении краем уже относительно надолго. Тут уже своё несогласие с происходящим выразили вышестоящие — в 1596 году в башню собора ударяет молния и церковь приходится чинить по-новой.

В 1629 году Рига вошла в состав шведского королевства на правах столицы Ливонии. Как ни странно, от этой перемены собор почти не пострадал — его всего-лишь немного раздели, сняв с башни колокол, к которому у шведского короля Густава II Адольфа были личные претензии (в начале войны колокол имел наглость оперативно предупредить оборонительные войска о наступлении шведов). Собор, как и ожидалось, снова стал лютеранским, да ещё и удостоился звания королевского, и проповеди теперь читались на латышском, шведском, финском и эстонском языках.

Спокойствие было недолгим. Уже в 1656 году, в ходе обстрела города уже русскими войсками, в собор попадают снаряды. И снова чинить, латать дыры, восстанавливать интерьер. Город тогда так и не взяли — подоспела помощь и моря, да и местные, пользуясь превратностями погоды, внаглую грабили караваны русских войск. В качестве напоминания об этом событии, в соборе до сих пор красуются четыре снаряда — два в фасаде и два в алтарной части. Догадываюсь, что остались они там не столько «на память», сколько просто потому что латыши искренне задолбались чинить эту злополучную церковь.

Сто лет собор стоял нормально, пока в 1756 году его наконец-то решили не разрушить, а доработать восьмигранным шпилем и украсить флигелем-петушком. Вопреки всем ожиданием, петух благополучно дожил до наших дней. А в 1782 году собор дополнили новеньким церковным порталом, чтобы совсем всё по красоте было.

С 1675 по 1785 год в притворе церкви располагался Королевский лицей, выращивавший чиновников для шведской администрации. В дальнейшем лицей поселился в специально для него отстроенном здании неподалёку.

В 1819 году в соборе святого Якова был зачитан указ об отмене крепостного права на территории уже Лифляндии.

В 1918 году церковь вновь оказалась меж двух огней. Лютеранское общество не желало расставаться со стоим главным собором, католики же в свою очередь, верещали о том, что они «остались без крова» и собор по праву истории должен принадлежать им. По итогу ожесточенных споров, католики одержали победу и с 4 мая 1924 года церковь святого Якова вновь является католической.
Само собой, под новые нужды внутренний интерьер перестраивался, но обошлось без критических изменений. В этот раз были всего лишь снесены боковые хоры и достроены четыре деревянные исповедальни, центральный и три дополнительных боковых алтаря.

Последнее на данный момент знаменательное событие случилось с собором святого Якова 8 сентября 1993 года — церковь посетил сам папа римский Иоанн Павел II.

А теперь давайте разберёмся с навязчивыми шорохами, что мешают верующим молится. Так уж вышло, что собор святого Якова являлся в своё время местом масштабного захоронения останков своих прихожан. Надгробные плиты, повествующие об этом, до сих пор находятся в здании собора, но уже в качестве исторической экспозиции. Собор много раз разрушался и мёртвый покой нарушался также цинично, как и всё остальное. В 1773 году, в ходе общеимперской реформы, во избежании заражения в период эпидемий, был наложен запрет на захоронения внутри церквей. Помимо отказа в новых захоронениях, также следовало вывезти за пределы города уже имевшиеся. А их за прошедшие столетия накопилось немало.

Не все влиятельные дома соглашались на перенос уже существующих захоронений, и часть могил таки остались замурованы в соборе. Так что не пугайтесь, увидев тень или заслышав стук каблуков по пустой лестнице. Это всего-лишь призраки прошлого.

Автор - Мария Заке