Если бы Тургенев знал про эмоциональный интеллект, сюжет известного произведения мог бы стать иным. Но история не терпит сослагательного наклонения.
Во-первых, потому что до 1990 г. не было такого понятия. Говорили о “социальном интеллекте”, это схожее понятие, суть которого в понимании людей вокруг. Но тут исследователи спорят, взаимосвязаны ли эти два понятия или просто про одно подумали. Идее о взаимосвязи когнитивного и эмоционального - всего сто лет, до этого одно отрицало другое.
Во-вторых, исследователи связывают популярность EQ с запросом на самоактуализацию. Не даром же упрекает старшее поколение детей и внуков в эгоизме? Высокий уровень эмоционального интеллекта завязан на самоощущении личности в социуме, креативности и умении донести свои идеи. Согласитесь, гораздо проще разговаривать с коллегой, когда понимаешь его эмоции и можешь обуздать свои?
Казалось бы, при чем тут эгоизм? К этому явлению прилип негативный флер, мол, ни о ком, кроме себя не думаешь. Но помните фразу стюардессы? Сначала наденьте маску на себя, а потом на ребенка. Чем лучше человек понимает свои эмоции, тем целостнее он воспринимает мир вокруг себя. Гораздо проще стремиться к великим свершениям, когда один неприятный диалог не способен испортить вам целый день.
В третьих, в России в принципе не до того было. Ну что поделаешь, наша страна богата на события. О каком анализе эмоций идет речь, когда то деньги в одночасье превращаются в бумажки, а дома дети, то империя рушится, а под обломками погибают люди? Сейчас, когда многие из нас работают дома (привет коронавирусу), появилось время подумать “а что я сейчас чувствую?”. И спросить об этом своего ребенка. И просто обнять.