Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Пропущенные юбилеи или "Даавнооо это быыло..." 50 лет "Бумбарашу"

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, пламенная гамарджоба, или как вам угодно!

Сегодня наш канал запускает ещё один, сулящий практически бесконечность, цикл с названием «Пропущенные юбилеи или "Даавнооо это быыло...» Пароним на слово «давно» просится на язык, но, надеюсь, до этого не дойдёт. Суть цикла – вспомнить отечественные (преимущественно, советские, конечно) и, возможно, западные фильмы, отмечающие в текущем году юбилей с даты своего выхода. Время на удивление скоротечно, вот так поинтересуешься случайно, а – бог ты мой! – а такому-то фильму уже 45 лет... И вроде как вчера было. И уж из съёмочной группы нет никого. А мы – вроде как ещё поскрипываем... Значит – нам и вспоминать! А в качестве затравки давайте отметим пятидесятилетие картины, мгновенно приобретшей культовый статус, растасканной на кадры, цитаты и песни, изобилующей операторскими и режиссёрскими находками, и – самое главное – ничуть не устаревшей. Вот случается такое: «полтинник» вроде, возраст и для человека почтенный, а для кино – и подавно, а не чувствуешь этого полстолетия!.. «Бумбараш» у нас сегодня!..

- Со свиданьицем, землячок. Ну, проходи, садись, чайку попьем.    Гениальная роль колоритнейшего Юря Смирнова
- Со свиданьицем, землячок. Ну, проходи, садись, чайку попьем. Гениальная роль колоритнейшего Юря Смирнова

Собственно, да – есть в моём дебюте некоторое лукавство: премьера «Бумбараша» на ТВ состоялась 1 мая 1972 года, так что – по сути – нам, зрителям, до юбилея ещё годик обождать бы... Но снят фильм таки в 1971-м, да и наметил себе его заранее... Так что давайте сделаем вид, что всё «по правилам»!

Родителей у нашего детища – несколько. Победа и успех – результат коллективный. Это только у неудач и ошибок есть имя и фамилия. О первом режиссёре – маститом Абраме Народицком, снявшим в своё время «Юность Пушкина», рассказывал здесь. Второй режиссёр – Николай Рашеев – к кино шёл долго и путями окольными (сказалась история во ВГИКЕ со слишком смелым студенческим капустником, в итоге пришлось «пережидать» более пяти лет, потрудившись инженером почти по всему СССР). Автор сценария Евгений Митько, гениально обработавший практически неизвестную прозу Аркадия Гайдара, до «Бумбараша» был причастен к пяти постановкам, в том числе к первой экранизации «Цыгана» по роману Калинина с Евгением Матвеевым и «Республике ШКиД».

- Живи, Бумбарашка... Какая такая Бумбарашка? - Это я... Бумбарашка...
- Живи, Бумбарашка... Какая такая Бумбарашка? - Это я... Бумбарашка...

И – само собой – успех картины был бы невозможен без гениальной музыки Владимира Дашкевича (для нас он, прежде всего, автор незабываемых мелодий к «Шерлоку Холмсу») и текстов Юлия Кима. Произнеси «Бумбараш» - и с языка сами собой слетают памятные уже пятьдесят лет строчки...

Ничего, ничего, ничего,
Сабля, пуля, штыки - все равно.
А ты любимая, ты дождись меня,
И я приду...

Или вот это... словно мы знали эти слова всю жизнь – задолго до из появления...

Ходят кони над рекою,
Ищут кони водопоя,
А к речке не идут -
Больно берег крут...

Ну и, конечно, изумительное «... сидит немец, пьёт какаву...» Эта самая «какава» неоднократно всплывает по ходу фильма, придавая действию – и без того лубочному, вроде лесковского «Левши» с его «кисельвроде», - отчётливый привкус какого-то авторского озорства, как будто посередине «Гамлета» тебе вдруг Лаэрт со сцены подмигнул... Вообще – язык, на котором изъясняются персонажи «Бумбараша», это своего рода и неповторимая авторская находка, и какая-то чрезвычайно удачно выдуманная лингвистическая ветвь, вроде киноязыка Квентина Тарантино или Кости Мурзенко в «Мама, не горюй». Цитировать диалоги хочется... да, боже мой, всё от титров до титров хочется цитировать!

- Нарисуй мне там кенгуру. - Не умею. Я член Императорской Академии Художеств. - Я тебе покажу Академию, черт чудной!
- Яшка революцию сделал, бомбу кинул
- Ты чего читаешь? - ''Капитал'' Карла Маркса. Картинки и таблицы пропускаю. А в пролетарскую суть вникаю. - А где тут суть? - Смотри, елки-моталки...
-Какая же я бандитка?! Я этуаль, голубчик. Санкт-петербургская этуаль. Ты знаешь, что это такое? - А мне буржуйские слова ни к чему.
- Красногвардейчик! Эй, красногвардейчик! Ты чего молчишь? Ты чего там делаешь? - Колбаску наворачиваю... со сметаной.
- Спроси что-нибудь заковыристое, даже с иноземными словами. - Можно. И эйн, цвейн, дрехт... Какава. Амиту гури цуфари пари дрикер бикер паровоз.
"Журавль по небу летит" до сих пор любим многими исполнителями
"Журавль по небу летит" до сих пор любим многими исполнителями

... О трагичном – с улыбкой! Оказывается, и так можно. Вспомним Гашека с его солдатом Швейком. А совершенно гениальная режиссёрская подача «сменяемости режимов», когда по одному и тому же проселочному перекрёстку за пару минут проходят то красные части, то белые, то тачанки «этуаль» Софьи, и каждый – под свою несколько шаржированную музыкальную тему?..

... и, конечно, знаменитое "Ничего, ничего, ничего..." У кого из нас не ёкало на сердце от этих слов?  "... А я приду и тебе обойму, если я не погибну в бою!.."
... и, конечно, знаменитое "Ничего, ничего, ничего..." У кого из нас не ёкало на сердце от этих слов? "... А я приду и тебе обойму, если я не погибну в бою!.."

Гротеск? Несомненно. Не слишком ли буффонадно? Нет, режиссёрам удалось, всякий раз балансируя на грани дозволенного и дурновкусия, удержаться в тех самых рамках, когда и приличия соблюдены (вспомним, что это всё-таки 1971-й год!), но и фраза «и комиссары в пыльных шлемах» подана с некоторым ироничным прищуром.

Я же ву зем, я так хочу... Давайте вместо подуем на свечу!
Я же ву зем, я так хочу... Давайте вместо подуем на свечу!

Органичность существования в кадре актёрского ансамбля «Бумбараша» - статья особая. Лубок – вещь такая, деликатная... Чуть пережмёшь или недодавишь – и будет уж не то, вроде выступления под балалайку районной агитбригады на совхозном стане. Тем более – лубок музыкальный, где герои – «ни с того, ни сего» с точки зрения драматургии, причём, драматургии на совершенно серьёзную, казалось бы, тему Гражданской войны – вдруг поют. Помнится, не всем тогда понравился и главный герой в исполнении Валерия Золотухина... кое-кому Семён Бумбараш показался откровенным переигрышем. Как и эксцентричная Софья. Сегодня, когда «Бумбараш» - безусловная классика советского кино, все вопросы с исполнителей сняты. И с Золотухина (его роль заслуженно считается лучшей в его кинокарьере), и с Екатерины Васильевой, и с Романа Ткачука (его Заплатина тогда критиковали за чрезмерный гротеск в подаче образа красного командира). Что делать – и сам фильм был, что называется, экспериментальным! Зато уж никаких претензий точно не было к Александру Хочинскому, сыгравшему Лёвку, и Леониду Бакштаеву, словно сошедшему с романтических картин о героях Гражданской...

- Пойдешь к нам медсестрой? Согласна?  - Что ж ты делаешь? У нее мать, сестры. Порубает всех Гаврила.
- Пойдешь к нам медсестрой? Согласна? - Что ж ты делаешь? У нее мать, сестры. Порубает всех Гаврила.

Пятьдесят лет минуло. Перечень ушедших членов съёмочной группы картины, увы, намного длиннее списка ныне здравствующих. Валерия Золотухина не стало в 2013-м. Александра Хочинского – в 1998-м. В 2015-м скончался Лев Дуров. В 1995-м от онкологии (последствия Чернобыля) ушёл Леонид Бакштаев. В 1994-м, пережив жену всего на несколько часов, умер Роман Ткачук. В 2000-м скончался Лев Перфилов (мы его помним, конечно, по роли Гриши «шесть на девять» в «Месте встречи...») В 2008-м не стало исполнителя роли Яшки Александра Белины... Сценарист Евгений Митько покинул этот мир в 2007 году. Режиссёр Абрам Народицкий скончался в Киеве в возрасте 95 лет в 2002 году, «Бумбараш» стал его последней постановкой...

Одно из первых появлений на экране Александра Филиппенко - и сразу в "яблочко"
Одно из первых появлений на экране Александра Филиппенко - и сразу в "яблочко"

Но на то классика и есть классика. Просто вспомните «Наплевать, наплевать...» или «... А ты знаешь, что ты своей дурацкой бомбой Шурку Плоскина убил?..» Или... «.Не в тебя я стреляю, а во вредное нашему делу донесение!».. И на душе как-то... просветлеет. А, значит, не зря мы сегодня вспомнили добрым словом про юбилей «Бумбараша».

ЗДЕСЬ - следующая статья цикла "55 лет фильму "Долгая счастливая жизнь"

ЗДЕСЬ - ПОЛНЫЙ каталогизированный гид по каналу

ЗДЕСЬ – краткий гид по каналу «ЛУЧШЕЕ»

С признательностью за прочтение, не болейте и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ