На заре XX в. в Голландии братья Хендрик и Якоб Спейкеры решили заняться автомобилестроением, ставшим в те годы очень модным. Кое-какой опыт к этому времени у них уже был, так как, работая с 1875 г. в фирме по производству конных экипажей, выполняли заказы даже королевской семьи. Братья посчитали, что перейти от выпуска карет к производству самодвижущегося экипажа не составит большого труда.
Том Коронель в Spyker С8 Spyder GT2R команды Spyker Squadron Racing останавливается на пит-лейн для проверки на гонке «24 часа Ле-Мана». Ле-Ман, Франция, 19 июня 2005 г.
Внедрившие полный привод
В 1900 г. Спейкеры представили свой первый автомобиль, присвоив ему и созданной к этому времени автомобильной фирме свою фамилию — Spijker. Для того чтобы расширить географию его продаж, братья решили изменить труднопроизносимое, чисто голландское имя машины, а заодно и своей фирмы на более привычное для европейских стран — Spyker. Начиная с 1903 г. Спейкеры перешли на выпуск спортивных автомобилей. Придя к революционному для тех лет мнению, что привод на все колеса увеличивает тяговую силу на дороге с любым качеством покрытия и повышает скорость прохождения поворотов, братья стали создателями первого в мире полноприводного гоночного автомобиля. В 1907 г. машина Spyker заняла второе место в гонке Пекин—Париж, и компания получила международную известность. Однако к 1925 г. фирма обанкротилась и прекратила свою деятельность.
Spyker 1905 г. среди винтажных автомобилей. Некоторые участники демонстрируют свои старые автомобили за день до пробега London's Regent Street. Лондон, Великобритания, 6 ноября 2010 г.
Новая компания со старым именем
Целых 75 лет об имени Spyker никто не вспоминал, и неизвестно, сколь долго продлилось бы это небытие, если бы не состоялась встреча двух голландцев — инженера Мартена де Бруйна и бизнесмена Виктора Мюллера. По примеру других стран, возрождавших в конце XX в. свои знаменитые автомобильные марки, голландцы также решили восстановить имя своего единственного наиболее крупного изготовителя престижных легковых и спортивных автомобилей — Spyker. Так в 1997 г. в Голландии была основана новая автомобилестроительная фирма Spyker Automobielen BV. Первый автомобиль новой компании — родстер Spyker С8 Spyder — публика увидела в октябре 2000 г. на Британском международном моторшоу, проходящем в Бирмингеме. В стилистике машины сохранен романтический дух прежнего Spyker, вплоть до девиза на эмблеме «Nulla tenaci invia est via», что в вольном переводе звучит, как «Дорогу осилит идущий».
Spyker С8 Spyder на мероприятии в Женевском автосалоне. Женева, Швейцария, 2004 г.
Эффектное спорткупе
Зимой 2001 г. модельный ряд фирмы расширился за счет появления еще одного оригинального автомобиля — Spyker С8 Laviolette, названного в честь конструктора первого полноприводного гоночного автомобиля Spyker 50НР Жозефа Лявиолетта. С технической точки зрения Spyder и Laviolette идентичны и внешне отличаются лишь тем, что первый — родстер, а второй — купе. Они представляют собой классические двухместные заднеприводные аэродинамичные спортивные автомобили. V-об- разный 8-цилиндровый двигатель объемом 4,2 л позаимствован у Audi. Его несколько доработали и расположили продольно за сиденьями. Мощность мотора у Spyder составляет 400 л. с., а у Laviolette — 450 л. с. Динамические показатели вполне соответствуют статусу спортивного автомобиля: максимальная скорость 300 и 306 км/ч соответственно, на разгон до 100 км/ч потребуется 4,5 и 4,2 с.
Суперкар Spyker С8 Laviolette. Роскошный автомобиль, карбон, передние фары, тюнинг. Киев, Украина, 10 апреля 2014 г.
Последний из С8
Финальная версия суперкаров серии С8 получила название С8 Aileron LM85. Aileron — как бы намек на авиационное прошлое фирмы, a LM85 — в честь гоночного купе С8 Laviolette LM85, представленного в 2008 г. и неплохо показавшего себя на трассах «24 часа Себринга» и «24 часа Ле-Мана». Новая модель получила алюминиевый кузов несколько измененного дизайна. Под ее капотом спрятан все тот же 4,2-литровый мотор V8 компании Audi, но мощностью 532 л. с. В паре с ним работает 6-ступенчатая «механика», что обеспечивает автомобилю разгон до «сотни» за 3,9 с.
Передняя сторона Spyker С8 Aileron LM85 под низким углом, двери открыты. Выставка суперкаров Top Marques. Монте-Карло, Монако, 19 апреля 2018 г.