Не знаю, уж кто так ловко заверил украинское руководство, что Северному потоку-2 не бывать, но, как часто бывало в краткой истории наших соседей - их опять банально надули. Новость о смычке первой линии газопровода вызвала в украинском политикуме эффект пачки дрожжей, брошенных в теплый день в известное место. Кто-то пафосно и картинно негодовал и называл факт завершения строительства "преступлением уровня Пакта Молотова-Риббентропа". У меня всегда по этому поводу появляется вопрос к особо деятельным украинцам, не хотят ли они, в порядке доброй воли, вернуть Польше Лемберг и Станислав, полученные в результате этого "преступного акта", ну да ладно. Часть украинских руководителей, на уровне вице-премьеров и крупных чиновников МИДа, понесли ахинею про долевое участие Украины в крупнейших газовых трубопроводах, не имеющих к этой стране вообще никакого отношения. В ответ они получили туманные обещания сохранить небольшой транзит и после ввода СП-2 в строй. Но, как говорится, обещать, не значит жениться, о чём вся прежняя краткая украинская история прямо вопиёт. В общем, произошли разброд и шатания, традиционные для неизбежного момента, когда перемога превращается в зраду. Дальше всех пошел непотопляемый министр внутренних дел Аваков, пообещавший терракты на украинской трубе. Он, конечно, заранее обвинил в подобных планах ФСБ и ГРУ, но мы-то с вами знаем.
Вопрос, "что будет с трубой?" приобрел шекспировский размах, хотя ответы на него давно даны. Если бы украинские политики немного отвлеклись от своей излюбленной эксцентрики и просто послушали, что постоянно говорит российский гарант, всё бы в их головах быстро встало на свои места, хотя надежда на это пребывает где-то на уровне нуля. Итак, даже по завершению и запуску СП-2, транзит через Украину сохранится. По-крайней мере до 2024 года, когда истечёт контракт с Газпромом. Это может нравиться нам, или нет, но таковы условия большой газовой игры, где Украина, благодаря проклинаемому ей советскому заделу, занимает неподобающе важное место. Есть большая вероятность, что сохранится он и после истечения сроков транзитного договора. Например, в случае, если европейская экономика, демонстрирующая сегодня хорошие темпы, и дальше будет увеличивать потребление "голубого топлива". Мировые экономические эксперты пророчат рост потребления газа как минимум на 15 процентов, и эта цифра может увеличиться в связи с взрывными темпами экономики после пандемии. Украинская газо-транспортная система может выступать в таком случае в роли резервной ветки, если, конечно, окончательно не исчерпает при этом свой технологический ресурс. Но, как опять таки сказал недавно российский Президент: "Россия не обязана никого кормить". Поэтому объемы перекачиваемого через неньку газа в любом случае уменьшатся в разы (до сорока миллиардов кубометров), по сравнению с пиковыми временами, когда по украинской ГТС прокачивалось "чуть ли не 200" млрд кубометров.
От себя добавлю, что с учетом износа трубы и полного нежелания местной власти вкладываться в инфраструктуру, такая ситуация продлится недолго, ибо нынешнее состояние украинской ГТС ничто иное, как мина замедленного действия. Они и в лучшие годы, купаясь в транзитных деньгах, палец о палец не ударили, а что будет теперь, когда перекачка газа упадет в пять раз. Всё это заглохнет самым естественным образом. и Петрову с Бошировым не придется пилить трубу, на радость министру Авакову. В случае неизбежного форс-мажора, украинская верхушка, конечно же, попытается свалить всё на Москву, о чём прозрачно намекнул глава украинского МВД, но вряд ли это будет иметь значение для вменяемых европейских политиков и бизнесменов, у которых подобные истерики давно не вызывают ничего, кроме плохо скрытого раздражения.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо.