Найти тему
Исследование Писания

ПОСЛАНИЕ К ТИТУ (ч.5): ОСНОВА ПОВЕДЕНИЯ ВСЕХ ХРИСТИАН

Оглавление
«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (2:11-15).

Описав различные группы людей с их разными нуждами, Павел заявляет, что “все” могут быть спасены! Он подытоживает свои практические и вдохновенные указания кульминационным славословием Божьему плану “для всех человеков” (2:11).

БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ (ст. 11-14)

В 2:11-14 Павел заявляет:

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам».

Возможность (ст. 11)

Божья благодать “явилась”. То, что увидело свет и стало известно, на протяжении веков знал только один Бог, а для человека это была тайна (см. Рим. 16:25-27; 1 Пет. 1:9-12; Гал. 4:4; 1 Ин. 4:14; Еф. 3:3-11).

Действие (ст. 12)

Чтобы спастись, всем людям нужно очиститься от своих грехов (Рим. 5:12). А чтобы очиститься от греха, надо отвергнуть “нечестие” и “мирские похоти” и стать праведным пред Богом (2:12). Ах, как много ненасытных критян шли на поводу у этих похотей, и то же самое можно сказать об очень многих наших современниках. Любовь к Богу не может утвердиться в человеке, который любит мир (1 Ин. 2:15-17). Христианин, хоть он и живет в мире, не должен быть от мира (Ин. 17:11-16).

В образце жизни христианина есть три важных момента. Во-первых, он должен жить “целомудренно”. То же самое слово, призывающее к самообладанию, в той или иной форме встречается в послании к Титу четыре раза (2:2, 5, 6, 12). Оно выражает такие понятия, как “не изменять себе” и “управлять собой”. Такое поведение будет оправдывать человека в собственных глазах и позволит жить с доброй совестью. Во-вторых, Павел призывает христиан жить “праведно”. Это уже выходит за рамки внутреннего мира одного человека и означает надлежащее поведение перед другими. В-третьих, Павел призывает нас жить “благочестиво”. Это короткое высказывание полностью отражает нужду человека! Таким образом, нам дается указание жить праведно перед самими собой, перед другими и перед Богом. Павел предусмотрел все взаимоотношения.

Обещание (ст. 13)

Божья благодать не только явилась (ст. 11); она открывает перед нами возможность ожидать “явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа” (2:13). Смертному человеку не дано охватить умом и описать все великолепие нашего святого Спасителя и Его славного явления (см. Мф. 17:1-5; Ин. 1:18; 14:8, 9; 17:1, 5, 24), но какое это “блаженное упование” и какая поддержка сегодняшней стойкости (1 Ин. 3:1-3).

Воистину, Иисус есть Бог. Любая религиозная система, отрицающая этот вдохновенный факт, выражает не что иное, как дух антихриста (см. 1 Ин. 4:1-6). Настанет день, когда придет Божественный и “узрит Его всякое око” (Отк. 1:7).

Цена (ст. 14)

Наша надежда непременно осуществится, ибо Он “дал Себя за нас”. Павел писал в Рим. 5:1-11:

«…Мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим... Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его; и не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение».

Если Иисус так возлюбил церковь, что отдал Себя, чтобы освятить ее, то и Павел радуется своим страданиям за нее (см. Еф. 5:25-27; Кол. 1:24-27).

Цель (ст. 14)

Во-первых, Христос отдал Себя, чтобы “избавить” человечество. Он действительно может избавить нас от “всякого беззакония”! Всех приходящих через Него к Богу Он спасает окончательно и бесповоротно (Евр. 7:25; 5:8, 9). Он умер не только за наши грехи, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2:1, 2; 2 Кор. 5:14, 15).

Во-вторых, чтобы искупить нас, грешных, перед справедливым Богом, Иисус “очистил” нас. Некоторые из тех, с кого был снят грех, по-прежнему живут в тени вины, не понимая, что стали новым творением (Рим. 6:3-18; 2 Кор. 5:17). Иисус принес Себя в жертву для того, чтобы “очистить Себе народ” (см. 2 Кор. 6:16-18). Теперь мы принадлежим Ему (1 Кор. 6:19, 20), и это славно!

В-третьих, Его целью было приобрести Себе народ, “ревностный к добрым делам”. Сколько людей, познакомившись с образцом, данным в главе 2, загорались желанием следовать ему в своей жизни! На каком этапе Божьего замысла сейчас находитесь вы?

ПРИКАЗ ПАВЛА (ст. 15)

Павел пишет Титу: “Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью...” (2:15). Эти чрезвычайно важные, устанавливающие образец и дающие надежду истины следует говорить тем, кто их никогда не слышал. Идея заключается в том, чтобы непременно довести их до сведения этих людей. В других случаях и с другими людьми говорящему придется “увещевать”. При необходимости, благовестник должен быть готов “обличать”. Это надо делать “со всякою властью” (см. Мф. 28:18, 19). Любого, кто посмеет встать между людьми и божественной благодатью с теми благами, которые Бог дал всем людям через страдания и жертву Своего Сына, надо обличать!

Итак, Павел велит благовестнику говорить всем, убеждать одних и обличать других. Проповедник не должен допускать, чтобы им “пренебрегали”. Ни у одного благовестника, который говорит, наставляет и проповедует так, как того требует Павел, аудитория не будет спать во время провозглашения этих истин. Подбор слов и повелительное наклонение подчеркивают, что благовестник должен (1) говорить, (2) говорить неустанно, (3) учить, используя разнообразные способы при удовлетворении различных нужд, и (4) учить так, чтобы никто не смог пренебречь значением Божьей благодати для каждого человека!

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи