Мы ожидаем нормального, естественного роста в самых разных сферах жизни. Отсутствие роста воспринимается нами как самая большая трагедия. Представьте себе мать, держащую на руках младенца. Мы поздравляем мать с красивым мальчиком и выражаем свою радость по поводу их здоровья. Однако если бы мать сказала нам: “Мой ребенок должен иметь тело и ум семилетнего, но он поражен ужасной болезнью, которая замедлила его рост, так что он остался младенцем”, - наша радость переросла бы в горе. Мы бы ужаснулась отсутствию нормального роста.
Нормальный рост не только ожидается, он одинаково радостен как для взрослых, так и для детей. Ребенок с волнением ждет измерения своего роста, чтобы узнать, насколько он подрос за год. Рост ободряет нас, потому что рост означает норму и здоровье.
Всякая нормальная жизнь имеет развитие, которое мы называем ростом. Когда это развитие останавливается, почти неизбежно начинается разрушение.
Церкви рост так же необходим, как необходим он человеческой, животной и растительной жизни. Нормальная церковь Христа растет и развивается. Отсутствие роста - верный признак неблагополучия и болезненности.
Если христианин будет знать, как растет церковь, он сможет распознать признаки ее роста или отсутствие таковых. Рост церкви есть явление совершенно уникальное и обладающее четко выраженными характеристиками. Эти характеристики отмечены в трех притчах, рассказанных Иисусом.
РОСТ ПО БОЖЬЕМУ ПРОВИДЕНИЮ
Во-первых, Иисус сказал:
«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе; когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4:26-29).
Человек не может в полной мере объяснить, как растет царство Божье, ибо это рост той жизни, которую дает Бог. Он происходит от установленного порядка вещей, по божественным законам, включающим посев семени, уход и питание, - по законам, которые установил сам Бог. Однако нельзя забывать, что этот происходящий как бы сам по себе рост, эта развивающаяся жизнь, исходит от Бога. Человек не в состоянии полностью понять физическую жизнь и, уж конечно, не может ее сотворить. Не может человек постигнуть и новую жизнь во Христе, которую Бог дает через Свое внедренное Слово.
Ясно поэтому, что рост церкви всегда будет тайной. Мы знаем, что несем ответственность за рост церкви: мы сажаем семя в человеческих сердцах, ухаживаем за ним, питаем его; но нам также известно, что сам рост обеспечивает Бог. Павел сказал об этом так: “Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий” (1 Кор. 3:6, 7).
Несколько лет тому назад я имел удовольствие крестить во Христа своего дядю. Его обращение ко Христу потребовало много времени и молитв. Он приходил на евангельские собрания, на которых я проповедовал, на протяжении уже нескольких лет. Прошло так много времени, что я стал сомневаться, пустило ли Слово корни в его сердце. И вот однажды я проповедовал на евангельском собрании в церкви Христа в городе, где жили мой дядя и родители, где я вырос. Собрание началось утром в воскресенье и продлилось до вечера в четверг. Дядя приходил на него три или четыре раза. Он присутствовал в четверг вечером, а темой моей проповеди было крещение. С мыслью о дяде и других таких же я постарался раскрыть Господний план в отношении крещения как можно яснее. По пути домой я сказал своему отцу: “Я старался изо всех сил, чтобы дяде стало ясно, и он внимательно слушал. Не знаю, что еще я могу сделать”. На следующее утро раздался телефонный звонок. Насколько я помню, отвечала по телефону мама. Положив трубку, мама сказала: “Он хочет креститься во Христа!” Семя Божьего Слова прорастало длительное время, в его сердце и уме происходил невидимый рост, и, наконец, этот росток пробился в решение возродиться в Христовом царстве.
Мы должны напоминать самим себе о том, что в росте церкви есть своя тайна. Это качество не преуменьшает и не преувеличивает участие человека в обращении в веру и в христианском росте; оно помогает понять, что истинный рост дается Богом, Его путями и в установленное Им время.
ВСЕПРОНИКАЮЩИЙ РОСТ
Во-вторых, Иисус сказал:
«Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13:33).
Рост нашего Господнего царства лучше всего иллюстрируется понятием закваски. Закваска меняет все, чего касается, преобразует при соприкосновении. Она распространяется по всему тесту, пока не заквасит все. Церковь возрастает не путем принуждения или с помощью каких-то рычагов управления, а через влияние евангелия, которое кротко переходит от одного человека к другому через беседы, публичную проповедь и личный пример.
Человек входил в Моисеев завет по факту физического рождения. Человек был иудеем потому, что иудеями были его родители (Евр. 8:8-12). Человек входит в тело Христово совершенно иным путем, посредством сознательного духовного рождения. Семя Слова внедряется в человеческое сердце (Мф. 13:3-9). Он отвечает на это Слово верой, любовью и послушанием (Иак. 1:21). Его ответ приводит его к новому рождению в царстве Божьем (1 Пет. 1:23). Церковь растет благодаря закваске учения Божьего Слова. Проповедуется евангелие, и люди, принявшие его, возрождаются в Божьем царстве.
Церковь Христа началась с горстки людей в Иерусалиме (Деян. 2:41). Благодаря непрерывной проповеди Господнего Слова многие другие ежедневно прибавлялись в Господней церкви (Деян. 2:47), пока закваска евангелия не проникла в большую часть Иерусалима. Лука, автор книги Деяний, поначалу сообщает нам о росте, который происходил в начальной церкви, приводя цифры (Деян. 2:41; 4:4), но вскоре рост становится таким интенсивным, что он должен обратиться к словам и выражениям, вроде “множество” (5:14), “умножились” (6:1), “число... весьма умножалось” (6:7).
Бог дает Своей церкви рост через подобное закваске влияние евангелия, идущего от Слова и от одного к другому.
МОЩНОЕ ВОЗРАСТАНИЕ
В-третьих, Иисус сказал:
«Чему уподобим Царство Божие? Или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк. 4:30-32).
Размер горчичного зерна по сравнению с полностью выросшим из него растением указывает на мощный рост Божьего царства. Почти не заметное начало часто перерастает в мощные явления и движения. Церковь может начаться с того, что один или двое становятся христианами, а с годами становится одной из самых крупных общин Господней церкви в данной местности. Как часто мы такое наблюдаем!
В притче о горчичном зерне наш Господь говорит о том, что церковь начинает свой рост с малого. Иногда таким началом бывает всего лишь изучение Библии с человеком на дому, переданное другу приглашение послушать проповедь евангелия или даже письмо кому-то, в котором объясняется евангельская весть. Но такое начало пускает корни и продолжает расти. И, наконец, весь этот рост выливается в полнокровную общину Господней церкви. Это подобно посаженному маленькому горчичному зерну. Семя растет и растет, пока не появится раскидистый куст с ветвями для птиц и тенью для животных.
Проводя серию евангельских собраний я видел признаки маленького начала роста церкви в действии. Местный проповедник и я посещали людей, которые, как мы полагали, могли подумывать о том, чтобы стать христианами. Один из визитов был в дом вьетнамки. Она посещала богослужения церкви со своим мужем. Она очень плохо говорила на нашем языке, а я не знал ни слова по-вьетнамски. Поняв, кто мы такие, она пригласила нас войти в дом и вежливо попыталась завести с нами разговор. Она не понимала нас, а мы не понимали ее. Наконец, мне как-то удалось объяснить ей, что я хочу, чтобы она почитала из своей вьетнамской Библии. Она пошла в другую комнату и принесла свою Библию. Я попросил ее прочесть Деян. 2:38. Каким-то образом она поняла, чего я хочу от нее. Она долго искала нужное место в Новом Завете, а затем прочла стих по-вьетнамски. После этого мы немного поговорили об этом отрывке, не зная, сколько из сказанного она поняла. В следующее воскресенье, в последний день собрания, она ответила на приглашение принять крещение. В ее руке была записка, которую она попросила кого-то написать, чтобы не было никаких сомнений относительно того, что она хочет сделать. В записке говорилось, что она поверила в Иисуса, покаялась в своих грехах и хочет креститься для прощения своих грехов, чтобы стать членом тела Христова. Я был поражен. Конечно, ее муж учил ее со времени их женитьбы, и благословением ее жизни было общение со многими новозаветными христианами. Но именно беседа с ней, величиной с горчичное зерно, дала рост, который привел к решению стать христианкой.
Когда будете учить и проповедовать евангелие Христа, помните, что царство Божье растет по типу горчичного зерна - от малого до великого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, как же растет церковь? Она растет таинственно, кротко и мощно. Она растет по провидению, проникая повсюду и с силой. Бог дает Своей верной церкви неповторимый, непрерывный рост. О чем говорят нам эти качества? Разве они не говорят нам, что мы должны настойчиво и верно нести Слово людям? Разве они не напоминают нам о том, что постоянная и искренняя проповедь Божьего Слова даст духовный рост в установленное Богом время и так, как того желает Бог?
Фермер высаживает семена и мудро ухаживает за появляющимися нежными ростками. Какое-то время он не видит урожая. Но он должен быть настойчив и терпеливо ждать. Со временем Бог вознаградит верное сотрудничество фермера с природой обильным урожаем.
Бог поведал нам, как растет Его церковь, и мы должны доверять Ему. Отсутствие урожая может указывать на одну их двух причин: либо почва была плохая, либо зерно было плохо посажено и за ним был плохой уход.