Вглядитесь в этого молодого человека.
Тонкие черты, плотно сжатые губы, задумчивый взгляд, обращённый внутрь себя.
Строгое и нежное лицо.
Это Вильгельм Гауф. Он прожил 24 года, написал три великолепных сборника сказок, несколько романов, поэм, получил степень доктора философии и теологии, стал редактором Штутгартского утренней газеты, счастливо женился и в течение семи дней, уже болея брюшным тифом, который и свёл его в могилу, сознавал себя счастливым отцом новорождённой дочери Вильгельмины.
В литературе Гауф учился у Гофмана, и, конечно, перенёс на страницы своих книг мистическую атмосферу, воспринятую у старшего наставника. Возможно, язык Вильгельма Гауфа бледнее, но причудливые сюжеты его поразительных сказок, как минимум, не уступают фантазиям Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана.
Борхес, по-моему, сказал об одной из любимых своих книг - "Сказках тысячи и одной ночи", что это мир, в котором возможно всё - потому, он так пленяет и завораживает.
Гауф сочинил три сказочных сборника, построенных по принципу мезанабима. Это рекурсия, повествование, вложенное в другую историю словно шкатулка, внутри которой содержится ещё одна.
Истории из альманаха сказок для сыновей и дочерей знатных сословий за 1826 год рассказывают купцы, путешествующие по пустыне с торговым караваном. В альманахе 1827 года рассказчиками выступают невольники, которых шейх отпускает на свободу в память о своём пропавшем сыне. Альманах 1828 года приглашает нас в трактир в Шпессарте, где встретились люди разных сословий, и знатной даме угрожает опасность со стороны разбойников.
Все "рамочные" истории завершаются прекрасно. Добрые люди находят благотворителей, разлучённые преодолевают невзгоды и встречаются, правота благородства доказывается провидением.
Герои внутренних историй благоденствуют не всегда. Есть драматичные, печальные сказки.
Но вот один рассказчик завершает свою историю, начинает другой и мы, конечно, верим в лучшее. Убеждаемся в лучшем.
Мы, конечно, знаем, некоторые из этих чудесных сказок - "Карлик Нос", "Маленький Мук", "Калиф-аист", "Холодное сердце" - эти четыре, пожалуй, самые популярные. Все экранизированы, некоторые многократно.
Можно сказать, что короткая жизнь Вильгельма Гауфа - словно бы одна из "внутренних историй" бесконечного сказочного альманаха, который все мы пишем, даже когда не подозреваем об этом. Гауф вышел за пределы своей личной истории и благодаря своей фантазии и творческому благородству (которое не мыслимо без человеческого) подошёл к рубежу, за которым проступает мир, как чудо. Он распахнул одну из главных шкатулок, заключающую в себе бесконечные возможности, поверил в них и насладился путешествием - пусть не слишком длинным, но чрезвычайно увлекательным.
Сказки Гауфа - солнечные брызги в лесной кроне.
Они прекрасны и сами по себе, и потому, что являются посыльными солнца.