Почему меня заставляют оправдываться за то, что мой сын заболел? Почему со мной разговаривают так, словно я ищу случая выйти на больничный по уходу за ребёнком?
Когда моему сыну Ванечке было 2 года, я вышла на работу. Это было в 99 году. Не скажу, что много зарабатывала, но и эти деньги я не всегда получала на руки: иногда нам зарплату выдавали талонами, которые можно было отоварить в одном-единственном магазине.
Каждый новый зуб у моего сына сопровождался болезнью. Помню, что наш педиатр как-то сказала: "Я уж думала, что дело у нас до госпитализации дойдёт, как вы сильно болели". С 8 месяцев до почти двух лет Ванечка провисел на мне, будучи здоровым не более 2 недель подряд. Понимая, что мой сын начнёт болеть сразу же, как только я отправлю его в детский сад, я дала ему возможность пересидеть ещё один год дома. Да что там "Я-я"! Мои родители дали такую возможность своему любимому внуку.
Родители жили в пригороде. Я устроилась на полставки педагогом-организатором в школу, которую было видно из окна родительской квартиры. При трудоустройстве туда я честно объяснила, что на работе могу находиться до 14.00, а затем мне надо убегать, потому что в противном случае сын останется в квартире один. Меня приняли на этих условиях. На случай мероприятий в вечернее время меня мог подстраховать муж, работающий по графику "день-ночь-отсыпной-выходной", поменявшись сменами с коллегами.
Выглядела наша эстафета работающих родственников так. Я вставала часов в 6 утра, чтобы в 7 быть с Ваней на остановке. Пока я его одевала, катила в коляске или на санках до остановки, а потом до родительской квартиры, везла в автобусе в пригород, малыш глубоко спал. Мне до слёз было его жаль, но нам были позарез нужны деньги или хотя бы продукты, отоваренные по талонам. Я передавала спящего сына дедушке, съедала на ходу завтрак, приготовленный для меня родителями, и убегала на работу в школу, дорога до которой занимала не больше 5 минут.
Мой отец тоже уходил на работу следом за мной. С 8 до 13 часов мой сынуля был с бабушкой, которая работала во вторую смену в городе. Потом на обед приходил мой отец, и бабушка передавала внука дедушке. А когда обед у отца заканчивался, прибегала с работы я. Отец, уже одетый, ждал меня и почти сразу уходил. Так мы продержались ещё год без садика. Кормить грудью я продолжала до 2,7 лет. Сын заметно окреп за это время и практически не болел.
К 3 годам я была вынуждена повести Ванечку в детский сад, потому что моя мама теперь работала в первую смену, а значит, днём его оставить было бы не с кем. Я перевелась на работу в город, и сынуля осенью отправился в детский сад.
Как я и предполагала, с 3 до 5 лет мой сын болел столько раз, что я сбилась со счёта. Сама я была довольно крепким ребёнком и болела мало. А вот муж в детстве болел часто, так что свекровь говорила мне: дотерпите до 5 лет и увидите - как бабка отшептала - болеть перестанет. Так потом и вышло. Но эти 2 года надо было выдержать и мне, и моим работодателям.
Прикоснувшись очередным недобрым утром ко лбу Вани, я понимала, что он всё-таки заболел и "сопелькой" дело не обошлось, вызывала врача и звонила на работу, предупреждая, что я выхожу на больничный. Завуч мне намекала, что бюллетень может оформить мой муж и мы могли бы уходить на больничный по очереди, чтобы я так часто не выпадала из рабочего процесса, но я пропускала эти намёки мимо ушей. Надо ли говорить, что основным добытчиком в семье был муж? Я же сознательно не брала в школе большие нагрузки, чтобы не очень обременять коллег и администрацию в случае выхода на больничный лист. Между производственными планами на меня и планами моей семьи я всегда, не раздумывая, отдавала предпочтения второму. И до сих пор не жалею об этом. Незаменимых людей у нас нет, так ведь?
- Да что же он у Вас так часто болеет! - не могла уже сдерживаться завуч, когда я принесла очередной больничный лист.
- В группе многие детки заболели. Ваня от них заразился, - ответила я дипломатичным тоном.
- Ну сделайте уже хоть что-нибудь. Попейте витамины что ли!
- Спасибо. Мы регулярно принимаем витамины: нам наш педиатр прописывает, когда надо. И иммунномоделирующие средства тоже. А самолечением я не занимаюсь, так можно только ещё хуже сделать.
Мне становился неприятен этот разговор. И словами, и тоном, и выражением лица мне давали понять, что мною очень-очень недовольны. Почему меня заставляют оправдываться? Я не заражала своего сына специально, чтобы отлынивать от работы. Не покупала больничные. Выполняла все рекомендации врача. Возила сына летом на море. Старалась быть хорошей мамой и хорошим работником. Именно в таком порядке. Потому что найти другую работу можно, а сын у меня один. Почему эта женщина сейчас пытается мне своими рекомендациями внушить, что я что-то не то делаю со своим ребёнком и словно ищу случая выйти на больничный?
- Ну тогда закаливайте мальчика. Нельзя же постоянно сидеть на больничных!
И вот тут я уже решила, что дипломатию пора заканчивать. Ей удалось наступить на мой больной мозоль.
- Возможно, Вы не знаете: мы живем в общежитии коридорного типа. У нас на 5 этажей один душ. Я не рискну водить туда ребёнка: там больше насобираешь заразы, чем оздоровишься. Чтобы ребёнок полностью помылся, мы ездим на выходных в пригород к моим родителям. Так что с водными процедурами у нас сложности. Проветривания я делаю, и босиком сын бегает. А насчёт закаливания водой - спросите любого специалиста - это можно делать далеко не всем и только если ребёнок полностью здоров. Пока это не про нас.
Положив больничный на стол завучу, я развернулась и вышла.
Сын реже болеть не стал, пока не перерос обозначенные свекровью 5 лет. Общение с завучем на тему здоровья моего ребенка я свела на нет, звоня в случае выхода на больничный секретарю и туда же относя закрытый бюллетень. Школу я впоследствии поменяла, а потом и вовсе ушла работать в лицей. Больничные же стали такой редкостью, что, например, за последние 8 лет я была на больничном один раз, проболев всего 3 дня. В каждой школе были коллеги с детьми. Конечно же, они тоже выпадали из рабочего процесса по не зависящим от них причинам. Сколько бы мне ни ставили замен, я молча выходила и работала за них, помня, что когда-то и мне подставляли плечо и давали возможность посвятить себя болеющему ребёнку, не беспокоясь о состоянии дел на работе.
Я знаю, что почти в любой профессии работодатели, а иногда и коллеги косо смотрят на мам, которые вынуждены уходить на больничный с ребёнком. Конечно, каждый случай частный. Может, кто-то ждёт не дождётся, чтобы посидеть дома с болеющим ребёнком. Но в 99 случаях из 100 мамы хотели бы работать в полную силу и мечтают, чтобы их дети никогда не болели. А уважаемым работодателям было бы неплохо помнить, что если их работник, взрослый человек, может прикинуться роботом и вопреки всему выходить и даже выползать на работу, то с ребёнком это не прокатит хотя бы потому, что его медработник в ДОУ развернёт на пороге и отправит болеть домой, а оставлять дошколёнка без присмотра родителя запрещено законом. О том, что вышло, когда моя подруга отставила приболевшую дочку-шестилетку дома на 2 часа без присмотра, можно почитать здесь.
Как ваше начальство реагирует на ваши выходы на больничный по уходу за ребёнком? Приходится ли вам оправдываться за то, что ваш ребёнок опять посмел заболеть? Страдаете ли вы финансово от того, что пробыли несколько дней с болеющим малышом? И как вообще справляетесь с этим непростым вопросом?