Найти тему
Бард-Дзен

Песня года. Пермь 2020. Юлия Балабанова.

Юлия Балабанова подарила мне в свое время образ, с котором я много чего по жизни сверяю. Кстати, не один. Но о других чуть позже, они тоже важные. Но вот ощущение времени – это от нее, от Балабановой.

Юлия Балабанова в сегодняшнем ощущении сегодняшнего времени.
Юлия Балабанова в сегодняшнем ощущении сегодняшнего времени.

Так называется одна из ее еще юношеских песен, так назывался диск с ее песнями и песнями Константина Завалина, который я во время оно выпустил по записям из нашего Бард-кафе. Об ощущении времени я думал, запуская в Перми с подачи питерцев концертную акцию «Авторская песня года», о нем же думаю и каждый раз, делая обзоры прошедшей акции. Вот прямо сейчас, делая этот текст, и даже произнося его вслух для слушателей Бард-радио, снова думаю именно об этом. А о чем же еще-то! Это же и есть самое ценное.

Повторю, это весьма старая песня, она написана, наверное, еще до того, как мы с Юлей познакомились, а познакомились мы с Юлей, когда ей было не то 19, не то и вовсе 18 лет. Но песенка эта незатейливая – это же просто физическое воплощение образа Ощущения времени, не более. А сам-то образ намного глубже, объемнее, да еще и меняется постоянно.

Знаете, мы же вот уже целую жизнь прожили рядом. Ну, не вплотную, понятно, вплотную – это не про нас, но не далеко друг от друга. И работали вместе, и по фестивалям ездили, и спорили, бывало о самом важном, и пели друг другу не раз важное. Ну, в самом деле – целая совместная жизнь за спиной, а каждый раз, встречаясь с Юлей, даже после небольшого перерыва, я немного сомневаюсь – а знаком ли я с этой девушкой. Ну, девушка – это чуть раньше, с этой молодой красивой женщиной, с этой поэтессой и бардессой. Сомневаюсь. Внешне, смотрю, ничего особо не изменилось, а вот внутренне никогда не знаешь, кто перед тобой. Это удивительное качество Юли, из понимания которого она себе нагородила весьма непростое творческое кредо. И это качестве напрямую связано именно с ощущением времени Юлии Балабановой.

Я сейчас поиграю для вас песню из позапрошлой Песни года, максимально доходчиво рассказывающей о сегодняшнем Юлином ощущении времени, а потом чуть подробнее расскажу об этом ощущении уже прозой. Но тоже ее, Юлиной прозой.

Может показаться, что это этакий смех сквозь слезы, что это фиксация какого-то старения, ну, во всяком случае, может показаться, что Юля как-то переживает или хоть грустит по поводу того, что Реальная жизнь догнала. Перекреститесь, если показалось, и не верьте. Ничего даже близко похожего Юля о сегодняшнем своем дне и сегодняшнем своем творчестве тем более не думает. Хочу привести тут ее собственную увесистую цитату из анонса вечера в нашем Бард-кафе с названием РЖД. Вот смотрите, ну или послушайте внимательно, если мы сейчас не в Дзен, а на Бард-Радио:

Этот промежуток: от 35 до 40 (и дальше) – не менее захватывающий по остроте переживаний, чем пубертат. А как мало народу про это пишут и говорят! РЖД – это песни середины жизни. Песни забравшихся на вершину хребта: увидевших всё как есть, уставших и вдохновленных обзором, потерявших в пути часть друзей и приобретших опыт. И теперь стоящих перед выбором: двигаться вдоль по вершине или спускаться «с»

Я вот уже готов был в этом месте перейти непосредственно к программе Песни года 2020, но меня вот тоже реально догнала одна очень важная мысль. Свой такой вариант РЖД, и поэтому не удержусь и поиграю еще одну принципиально важную для юлиного ощущения времени песню.

А мысль такая – раз уж Балабанова меняясь сама, меняет свое творчество и так точно следует за собственным ощущением времени, то мы уже сегодня можем представить, какой она будет старухой. Ей Богу, мне даже не стыдно это говорить, и не неловко даже. Вот про кого-то другого, даже не обязательно про женщину, я бы язычок-то попридержал, а Балабанова и в старости найдет качества, не менее захватывающие, чем пубертат. Больше того, найдет способ этим гордиться и даже слегка кокетничать – это же Юля!

Ну, собственно, пора и о нынешней Песне года. Кстати, она и в ожиданиях моих от этой программы ухитрилась меня слегка обмануть. Ну, то есть, не то, чтобы обмануть, но удивить-то точно. Я же ждал продолжения истории РЖД, И все основания для этого были. Прошлый год у Юли прошел под знаком записи очень концептуального альбома именно на РЖДешные темы. Сорокез и все, все , все, если плагиатить Алана Артура Милна. Она показала десяток песен, которые они активно делали со своим новым гитаристом Константином Вихаревым. Да я, черт возьми, даже знаю, что есть у Юли песни прошлого года, которые именно продолжают эту тему и складываются даже не просто в альбом, они складываются при желании в нормальный песенный спектакль с очень четкой драматургией.

Но песни в акцию Песня года Юля предложила совершенно иные.

Вот даже не буду никак комментировать прозвучавшую песню. Да она хороша. Более чем. Да это песня именно связанная с периодом, который не менее захватывающий, чем пубертад. И трагизм и глубина здесь – это качества автора, забравшегося на вершину хребта. Именно хребта, а не горы. И честно говоря, не знаю, как там у Юли, но у меня-то сомнений в том, что она двинется не вниз, а вдоль, между делом выискивая тропинку, ведущую еще хотя бы чуть-чуть вверх, нет совершенно. Тем более, что вид сверху на весь божий мир она уже оценила, и нашла пару фрагментов пейзажа, где Господу Богу еще и можно помочь кое-то усовершенствовать. Ну так, побелить, подкрасить, дать маленький совет эксперта.