Найти в Дзене
Твой Информ

Ирония судьбы, или Остановитесь, дровосеки!

Оглавление
Очаровательный вход во дворик дома по ул. Чульдума, 44. По крайней мере с точки зрения дровосеков
Очаровательный вход во дворик дома по ул. Чульдума, 44. По крайней мере с точки зрения дровосеков

Опережая, собственно, сам рассказ, придётся признать, что пока варварство побеждает. Причём, с разгромным счётом. Что не так-то удивительно: человек с бензопилой по определению сильнее человека с дипломом. Но в городе, в культурной и юридически легитимной сфере такое кажется очень странным. Итак, вперёд – в средневековое мракобесие!

Ломать — не делать, душа не болит

А началось все с того, что в ОНФ поступил сигнал: во дворе дома по ул. Чульдума, 44, спилили все деревья. На минуточку отвлечёмся от темы. Это здорово, что население уже доверят ОНФ и готово работать вместе с Народным фронтом. Но, к сожалению, именно вот эта ситуация – практически безвыходная.

Пылая праведным гневом, мы все можем добиться наложения штрафа на варваров. Но это не восстановит деревья. Не сделает двор по-прежнему тенистым и уютным. Придётся вновь ждать много лет, прежде чем что-нибудь вырастет.

-2

На встречу с жителями дома сотрудники мэрии прийти не соизволили. А представители УК – соизволили. Правда, ненадолго, и быстро сбежали, даже не дослушав упрёки. Фотографироваться и что-то объяснять тоже не пожелали. Вероятно, они чувствовали свою вину. Может быть, им даже стало стыдно. Хотя вот в этом трудно быть уверенным.

Но самое удивительное — они ведь вначале попытались оправдаться. Мол, деревья спилили, потому что была просьба от жителей, была заявка. Сколько жителей подписали заявку, сказать не смогли. Совместными усилиями и наводящими вопросами смогли выяснить, мол, была заявка от одной жительницы, которая жаловалась на затемнение…

Вот тут у меня лично появилось ещё больше вопросов, хотя не к этой УК. Уже несколько лет назад жители дома по улице Ленина, 46, стали жаловаться во все органы, в том числе и в мэрию, и в прокуратуру (городскую и республиканскую!) что у них под окнами идёт стройка, попирающая все санитарные нормы. Я сама живу уже год в сумерках – бетонная стена будущего торгового центра полностью перекрывает доступ солнечного света, даже неба в окно не видно!

Мы жалуемся, нас никто не слышит. А тут одна женщина пожаловалась на одно дерево, и спилили абсолютно все деревья… Как это может быть? Захотелось узнать фамилию столь всемогущей дамы, но сотрудники УК её забыли и вспомнить не смогли.

Одна женщина пожаловалась на затемнение… Вырубили всё, до чего смогли дотянуться
Одна женщина пожаловалась на затемнение… Вырубили всё, до чего смогли дотянуться

Ладно, вернёмся во двор по улице Чульдума, 44. В опозоренный безобразной вырубкой и уже никак не уютный двор.

Ученье – свет, неучёных – тьма

Так в чем ирония судьбы? А она в том, что как раз в этом доме живёт Николай Григорьевич Дубровский. Он – ботаник в прямом смысле этого слова – человек, который серьёзно занимается ботаникой. И, как представляется, о растениях знает больше, чем мы – все остальные жители Тувы вместе взятые.

Судите сами: доктор биологических наук, профессор, Заслуженный профессор ТувГУ, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член Петровской академии наук и искусств, член «Русского ботанического общества», академик международной академии наук педагогического образования. В 2005 году его наградили медалью имени Сократа (Оксфордский университет, Великобритания) А ещё он - Заслуженный деятель науки Республики Тыва, Заслуженный работник образования Республики Тыва.

Причём (ирония судьбы!) кандидатскую диссертацию он писал на тему морфологии растений, значит, знает, как у них там все устроено, а тема докторской диссертации связана с экологией в Туве. Он участвовал в огромном количестве научных конференций, писал монографии, статьи и другие научные материалы о растениях и экологии. Но… оказался бессильным перед человеком с бензопилой.

Я честно попыталась узнать у женщины – представителя УК, какая у неё была в школе отметка по ботанике. Раньше ведь в школах проходили именно ботанику, а потом уже биологию в целом. Но женщина отказалась отвечать, на что, конечно, имеет право. Но, наверное, не «пятерку», «пятеркой» и спустя долгие годы приятно похвастаться.

-4

Тополиный пух – не аллерген!

Честно говоря, Николай Дубровский тоже сначала не хотел давать пояснения. Николай Григорьевич говорит, что он уже много лет пытается донести до руководства города, что деревья в Кызыле вырубать нельзя. И для газет давал интервью, и для телевидения, только вот – все зря. Сколько же можно повторять одно и то же!

-5

Но, конечно, потом сказал насчёт посадок в городе и озеленения в целом.

Первый и самый главный аргумент городских дровосеков – борьба с аллергией. Но тополиный пух — не аллерген! Просто в это же время начинают цвести многочисленные другие растения – и трава, и кустарники. Вот на них – аллергия у многих. А тополь просто стал козлом отпущения.

Собрание жильцов. Крайний слева – Николай Дубровский. Его дипломы бессильны перед бензопилой
Собрание жильцов. Крайний слева – Николай Дубровский. Его дипломы бессильны перед бензопилой

Есть и второй аргумент – старые деревья уже умирают, и их спиливают, пока не померли на корню и не упали… Если вы от кого-то услышали такой аргумент, спросите, пожалуйте, что у него было по ботанике (или по биологии, если такую чушь говорит молодой человек).

Ну так, для общего сведения – немного о жизни тополей. Тополя живут в среднем 150-200 лет. В дикой природе могут и 300 лет простоять. А в городе – меньше, потому что они берут на себя основной удар – тот вред для человека, в котором повинен сам человек: пыль, загазованность, смог городов. Если бы не тополя, нашему организму было бы труднее справляться с разными загрязнениями, которыми богат город.

Представитель УК побыла недолго, особенно давать пояснения не стала. А сотрудники мэрии вообще не пришли!
Представитель УК побыла недолго, особенно давать пояснения не стала. А сотрудники мэрии вообще не пришли!

А нашему Кызылу сколько лет? Начали строить в 1914 году. Ну вот – уже больше ста лет, пора рубить тополя? Да, городу больше ста лет, только вот озеленением стали заниматься намного позже – в шестидесятых-семидесятых годах. Многие деревья посадили и того позже. То есть, дровосеки сейчас пытаются уничтожить все молодые деревья.

Плюсов больше, но кто же о них думает…

Плюсов у тополя гораздо больше. Он вырастает до высоты в 15 метров гораздо быстрее других деревьев. К 30-40 годам, например, сосна по высоте тополь догонит. Но сосна плохо подходит для озеленения городов, а тополь, особенно его пирамидальные сорта — спасение для больших поселений.

А для Кызыла – тем более. Большая часть города стоит практически на болоте. А тополь хорошо вытягивает из почвы воду, очищает воздух.

Вот и конкретные цифры есть: один кв. метр листа тополя вбирает в себя шесть-семь килограммов пыли. Кроме того, это бактерицидное растение - в тополе содержатся эфирные масла, которые благотворно влияют на дыхательную систему человека. Тополевые насаждения, по подсчётам учёных, выделяют кислорода в семь раз больше, чем, например, еловые. Средневозрастной тополь в период вегетации поглощает до сорока кг углекислого газа в час.

Да, тополя в городах обрезают, им формируют кроны. Формируют кроны, а не спиливают, оставляя пни высотой от метра до полутора. Что такое формирование кроны, городские дровосеки, как кажется, тоже не знают…

Тополь можно лечить от разных заболеваний. Причём, именно от тех заболеваний, которые возникают из-за того, что он защищает человека от вредной среды. Но зачем же лечить, думают дровосеки, методично уничтожая деревья.

Польза от деревьев многократно перевешивает надуманный вред от тополиного пуха. Но ведь дровосеки этого не знают. И скоро ностальгическая песенка «Тополиный пух, жара, июнь» станет абсолютно неактуальной. Потому что в реальности будет: «раскалённый асфальт, жара, июнь». Или «Отсутствие тени, жара, июнь».

Но, скорее всего, городской балладой станет другая песня, примерно того же времени: «Горячее солнце. Горячий песок. Горячие губы - воды бы глоток. В горячей пустыне не видно следа...»

Директор ботанического сада

А что скажет на все это директор ботанического сада? Вы не знали, что у нас есть ботанический сад? В республике, как таковой, – его нет. Тува – практически единственный регион, в котором нет своего ботанического сада. Но он есть в ТувГУ. И его директор… Николай Дубровский. Который, кстати, в своём ботаническом саду выращивает, в том числе, саженцы разных деревьев, для озеленения города. Но об этом – в другой раз. Тема действительно интересная, о таком можно и подробнее рассказать.

И. Качан