Весной 1967 года состоялась премьера всемирно известной кинокомедии гениального режиссёра Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". Успех киноленты был просто ошеломительным.
Эту кинокартину в год её выпуска посмотрело почти 80 миллионов зрителей (4-ое место по популярности в советском кинопрокате). За прошедшие десятилетия, вне всяких сомнений, эта комедия имела несколько миллиардов просмотров. Пожалуй, редко какая картина советского кинопроката имела такой колоссальный успех. В чём секрет такой мегапопулярности?
Мнение специалиста об успехе картины
1 апреля 2021 г., в день юбилея премьеры этого фильма, историк кино Валерий Фомин в интервью интернет-изданию NationNews заявил, что тайну невероятного успеха этой кинокартины никто до настоящего времени так и не смог разгадать. Буквально он сказал следующее:
«Загадку успеха этой комедии до сих пор так никто и не разгадал, хотя многие пытались, но у них так ничего и не получилось. Это просто какая-то божья тайна. Вот романс «Я помню чудное мгновенье» когда был написан? А его до сих пор поют. А чем он от других романсов отличается? Да вроде ничем, но их забыли и лет сто не вспоминают. Так и у Гайдая с этой комедией».
Кроме того, Фомин обратил внимание на то, что не все кинофильмы Гайдая имели такую же фантастическую популярность как эта картина, хотя съёмками занимался один и тот же режиссёр. Он добавил по этому поводу следующее:
"Фильм "Кавказская пленница" стала одной из скреп, которая объединяет память наших народов, соединяет поколения... Все её любят и с удовольствием снова пересматривают и хохочут. Бесспорно, Гайдай – великий, прекрасный, талантливый и уникальный режиссер... Но всё же в успехе этого кинохита есть какая-то тайна, иначе её давно бы уже разгадали и штамповали бы такие комедии как колбасу".
Но в чём же эта тайна? Вряд ли мы догадаемся. А вот перечислить составляющие успеха картины мы всё же попробуем.
Составляющие успеха комедии Гайдая
Кинокомедия была снята по сценарию Костюковского Якова и Слободского Мориса. Ценный вклад в работу над ним внёс и сам Леонид Гайдай.
Съемки проходили на Кавказе (возле Красной Поляны), на Ялтинской киностудии и на озере Рица в Абхазии. Музыку к песням гениального поэта Дербенёва Леонида написал талантливый композитор Зацепин Александр. Но не только это обрекало картину на феноменальную популярность.
Свою лепту в успех кинокартины внесла и звёздная "восьмёрка" талантливейших актеров:
- Варлей Наталья;
- Гребешкова Нина;
- Демьяненко Александр;
- Никулин Юрий;
- Моргунов Евгений;
- Вицин Георгий;
- Этуш Владимир;
- Мкртчян Фрунзик.
Конечно, Гайдай попал в самое яблочко, когда выбрал именно Наташу на главную роль. Только она могла сыграть, как охарактеризовал Нину её незадачливый жених, спортсменку (до 1967 г. работала эквилибристкой Московского госцирка), комсомолку (а она была воплощением молодёжной элиты по понятиям того времени) и, наконец, просто настоящую красавицу (в чём до сих пор не сомневаются сотни миллионов зрителей).
Но самое главное, в ней было то обояние женской внутренней красоты, которое однажды выразил незабвенный Александр Сергеевич следующими словами: "Как поцелуй любви мила". Жена Гайдая, Нина Гребешкова, однажды поведала, что на роль Нины он перепробовал множество актрис, в том числе и маститых, но остановил свой выбор именно на Наталье Варлей из-за её необычайного обаяния и юношеской непосредственности.
Хотя многие трюки изначально присутствовали в сценарии, однако некоторые из них были предложены для съёмки самими артистами. Например, цирковой шприц для сцены с прививкой от ящура (не пророческий ли кадр на день сегодняшний?) толстяка Бывалого (его роль исполняет Моргунов) предложил использовать Юрий Никулин. Ну а идею никак не вынимающегося из ягодицы Бывалого качающегося мегашприца (пардон, так по сценарию) "по-дружески" выдвинул Георгий Вицин. Для этого "супертрюка" использовалась специальная подушка.
Между строк
Конечно, многие воспринимают этот и другие фильмы Гайдая как набор эксцентрических приёмов и трюков с расчётом позабавить не очень взыскательную публику. Однако это далеко не так. В этих поистине народных фильмах зритель улавливал и более тонкий горько-иронический смысл.
Например, внимательный зритель видел, что в кинокомедии "Кавказская пленница" карнавальному посмеянию подвергаются черты системы, которые уходят в прошлое (так хотелось, как показало время, многим). А главный герой выглядит трагикомично в этом неумолимом потоке начинающихся перемен. Как минимум, на уровне подсознания это понимал практически каждый. Может в этом и есть главный секрет фильма?