Найти тему
Планета Сибирь

Село размером с город. Показываю, как выглядит райцентр Бичура

Бичура (центральная часть) с высоты  птичьего полета. Источник: bichura.ru
Бичура (центральная часть) с высоты птичьего полета. Источник: bichura.ru

Районный центр Бичура республики Бурятии является самым большим селом Сибири. Чтобы представить масштаб населенного пункта, достаточно привести несколько примеров. Во времена СССР в любой колхоз или совхоз входили от 4-5 до 8-10 близлежащих сел и деревень. А в Бичуре действовали два колхоза – «Рассвет» и «XXI партсъезда», а еще здесь работали сахарный завод, швейная фабрика, леспромхоз, другие крупные предприятия и организации.

Чтобы обойти всю Бичуру, человеку со средней физической подготовкой понадобится не меньше недели, потому что, например, улица Коммунистическая, (до революции она называлась Большой), составляет порядка шести километров! При Советской власти, вероятно, сочувствуя почтальонам и выстраивая более логично работу общественного транспорта, Коммунистическую ограничили центральным перекрестком, следующий отрезок назвав улицей Калинина, а иначе ее длина составляла бы не меньше 10-12 километров!

Представьте, какого размера должна быть сумка у почтальона, ежедневно приносившего в каждый дом по две-три газеты и журналу. Считается, что в деревне все про всех знают. В Бичуре люди могли всю жизнь прожить на одной улице Большой и не знать другу друга. «Низовские», жившие вниз по течению Бичурки, ездили свататься, например, к «Верховским».

Большой Бичура стала не сразу и не вдруг, в 17 веке ее основали раскольники – староверы. Не приняв реформу церковную реформу патриарха Никона, люди ушли сначала за Урал, потом в Сибирь, на Дальний Восток.

Своего рода свидетелями вековых скитаний староверов по Земле являются детали украшения национального костюма, в ансамбль которого входят огромные бусы - монисто из колотого янтаря с берегов Балтики. Пуговица – запонка, у староверов это деталь исключительно женского костюма, с витиеватым узором уральских мастеров, часть сарафана шилась из тончайшего китайского шелка.

Евдокия Судомойкина в национальном сарафане. Фото Бориса  Слепнева
Евдокия Судомойкина в национальном сарафане. Фото Бориса Слепнева

Последователи Протопопа Аввакума держались большим кланом, семьей, поэтому со временем прижилось другое определение – семейские. Обособленный образ жизни помогал сохранить веру и выжить в условиях изгнания. Чтобы «не оскоромиться» староверы держали даже отдельную посуду для гостя, которого дальше порога пускали в исключительных случаях.

Фекла Корнеевна Перелыгина. Фото Е. Куприяновой
Фекла Корнеевна Перелыгина. Фото Е. Куприяновой

К истории семейских можно прикоснуться в прямом смысле слова. В одном из домов, построенном еще в 1901 году, проживает семья ремесленника Алексея Воробьева. Когда они его купили и переехали, то взялись перестраивать и обнаружили старинные инструменты. Например, топор выкован более 150 лет назад, но Алексей пользуется им и сейчас. В доме он нашел и церковные книги. «Я слышал, что раньше это был молельный дом, здесь в подполье был сделан плетень и в завалинке лежали церковные книги. В трех книгах просто фрагменты, по три-четыре листа, а церковная обедница 19 века сохранилась почти полностью, не хватало всего двух листов. Все эти находки мы передали в нашу Древлеправославную церковь», - рассказал хозяин дома. Вот читать на древнеславянском языке могут уже единицы, среди них Фекла Корнеевна Перелыгина. Остальные же просто запоминают тексты молитв.

Настоятель Отец Валерий
Настоятель Отец Валерий

Интересный факт: местные власти долгое время не хотели согласовывать место под строительство храма, и тогда одна из старушек Татьяна Куприяновна Савельева отдала под богоугодное дело полностью свой огород. Пенсионеркой эту бабушку назвать нельзя, потому что она отказалась от пенсии, и ни разу ее не получала, считая грехом брать деньги «у государя».

Народной валютой считаются кедровый орех и черемуха. И, если шишка родится в таежных распадках примерно раз в три- четыре года, то черемуха плодоносит каждый год. В период цветения село становится белоснежным, словно в январе, воздух наполняется таким густым ароматом, что становится лечебным. Старожилы утверждают, что тягучий аромат помогает при заболеваниях органов дыхания и полезен при авитаминозе. Осенью черемуху сушат, мелют и продают далеко за пределами района и республики.

 Татьяна Куприяновна Савельева отдала под  строительство храма свой огород. Фото Бориса Слепнева
Татьяна Куприяновна Савельева отдала под строительство храма свой огород. Фото Бориса Слепнева
Отличительной особенностью бичурских подворий являются, собственно, дома, это тот случай, когда поговорка «Не красна изба углами, а красна пирогами» не совсем верна. У семейских особенные дома – добротные, но самое главное – раскрашены от фундамента до крыши, внутри и снаружи. Эти дома - словно декорации к сказке из съемочного павильона.

Внутри от самого порога ведут домотканые половики, одна в красный угол к образам, другая – в куть, то есть на кухню. Здесь главным атрибутом является резной буфет, некоторым экземплярам по 100 и более лет. Питьевая вода хранится в деревянной кадушке, тоже выкрашенной, но только снаружи. В аналогичной посуде, но меньшего размера, хозяйки замешивают тесто. Деревянная посуда не от бедности, в ней, по мнению хозяек, лучше хранятся продукты и ароматнее получаются блюда. Почти в каждом доме есть прялка, носки и варежки, связанные вручную. Они теплее фабричных, к тому же обладают лечебным, противоревматическим эффектом. Изношенную одежду не выбрасывают, ее разрезают на узкие ленточки и на станках - кроснах ткут половики, которые служат еще десятки лет.

Семейские – сплошь мастеровой народ – кузнецы, плотники, столяры, бондари, резчики и т. д.

Несколько лет в России существует Ассоциация красивых деревень, куда пока почему-то не включили Бичуру. Думается, организаторы проекта просто не доехали до самого большого села в стране, значит, дело лишь во времени.

Понравился материал - ставим лайк, подписываемся на канал «Планета Сибирь»