Считанные дни остались до начала уборки зерновых в сельских хозяйствах.
Желтеет ячмень, его начнут убирать первым.
Наливается пшеничный колос, на полях хозяйств.
Механизаторы ведут подготовку комбайнов к выходу в поле, снимая их с консервации. Мне выпала честь участвовать в нескольких уборочных компаниях. В разных статусах. Штурвальным на СК-4. Водителем на ЗИЛ-130.
Еще школьником работой на току, мы разгружали машины с зерном деревянными лопатами.
Зерно возили в основном бортовые машины, подъемников в нашем хозяйстве не было. Вот и приглашали школьников. Сегодня я хочу рассказать, еще об одном участнике уборочной страды, за которого, наверное ни кто никогда не рассказывал. Потому что он мало заметен, но делает большое дело. Скажу сразу я так не работал, а наблюдал со стороны, с кабины транспорта. Один раз даже прокатился в нем, пассажиром.
Это пожарный трактор, нет ни с бочкой воды, а с плугом. Ни важно какой марки трактор, его главное орудие это навесной плуг.
Помню в 90 годах, на полях в уборку начали гореть Доны, в нашем хозяйстве сгорело три комбайна. Правда в разные годы. А хлеб не сгорел, так как всегда выручал пожарный трактор, вовремя опахав горящий комбайн. Эту работу доверяли ответственным механизаторам. А вот трактор обычно такой что глубоко не вспашет, но борозды не испортит.(с)
Комбайны молотят, машины отвозят зерно на ток, а пожарный трактор все пашет, то по загонкам делает противопожарную полосу, опахивает лесополосы, не успел на своем ЗИЛ поднять капот в поле, как тут же был опахан. Спросил:
– Зачем?
Трактор поднял плуг и на всех парах умчался в свою дежурную точку. Мне всегда нравилось, как красиво идет ДТ с поднятым навесным лугом. Он буквально плывет по полю, кивая мне поднятым плугом. Напоминая, готового к прыжку зверя.
Закончили комбайны поле, начинается переезд на другое поле. Кто идет впереди? Пожарный трактор. Ему надо подготовить место под стан, распахать место под стоянку комбайнов.
Попалось нам какое-то не нормальное поле, сегменты на жатке, летели как орешки (молотили на прямую), запас был, но быстро заканчивался. Клепали прямо в загонке, срубаешь зубилом сломанный сегмент, и тут же клепаешь новый сегмент. Десять минут и готово. А если не клепать то остается загривок. (Не скошенная пшеница, приходилось рвать руками). Послал меня комбайнер на край поля к ремонтной летучке, пополнить запас, сегментов и заклепок. Не тот был возраст, что-бы идти пешком, вот и поехал на пожарном тракторе. Лучше плохо ехать, чем хорошо идти.(с)
Едем, спрашиваю у тракториста:
– Наверное хочется порулить комбайном?
– На комбайне и дурак сможет, вот ты пацан и тоже молотишь, а тут думать надо. Перекрикивая, рев мотора и лязганье гусениц, ответил водитель пожарного трактора. Трактор двигался к краю поля, под ногами то cдвигалились то раздвигались железные листы полика трактора.