Педагогические наблюдения за первоклассниками показывают, что более 70% не умеют слушать учителя (не лекцию, а элементарные указания: как выполнить задание или как написать букву). Около 60% детей не понимают учебную задачу, не могут следовать инструкции, так как не удерживают её в памяти. При пошаговом руководстве эти дети не успевают, сбиваются, и это приводит к отрицательным результатам.
Таким образом, говоря о готовности ребёнка к школе, ясно, что кроме памяти (смотрите мой предыдущий пост в ленте), нужно обязательно развивать УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ инструкцию. Ведь задания, упражнения и даже орфографическое правило – это по сути тоже инструкции (в какой последовательности выполнять упражнение, как правильно написать слово с орфограммой).
Как этому учить?
Обучая ребёнка действовать по инструкции, вместе с ним определяем и проговариваем:
– СКОЛЬКО «шагов» нужно сделать, чтобы выполнить задание (т.е. представляем предстоящие действия как «шаги»);
– КАКИЕ это будут шаги;
– В КАКОЙ последовательности будем их выполнять.
Можно предложить ребёнку подумать, а что будет, если поменять местами заданную последовательность, к чему приведут изменения, можно ли пропустить какой-либо «шаг»? Важно обсудить, какой «шаг» выполнить труднее всего, легче всего. На первых порах, следуя инструкции, стоит проговаривать вслух каждое действие. Тогда мы поможем ребёнку не только запомнить инструкцию и выполнить её, но и научиться составлять простейший алгоритм.
Ирина Кузнецова, автор учебников и учебных пособий.
Анастасия Колпакова, руководитель онлайн - школы " СОтворчество 2100", мама четверых детей на семейном обучении.
"СОтворчество 2100"
Онлайн-обучение 1-7 класс.
ПА 1-11 классы.
Звоните: 8-800-555-14-89
Наш сайт - https://www.sotvorchestvo21.ru/