Конечно, первое, что приходит на ум заботливым родителям, – это дать ребёнку отдохнуть и максимально укрепить его здоровье. Но вот за несколько дней каникул ребёнок отоспался, наигрался, пронёсся с друзьями по всем детским площадкам в округе – и всё, возникает вопрос: чем бы ещё заняться? Мысли о том, что надо бы с ребёнком порешать задачки или повторить правила по русскому языку, иногда закрадываются в головы родителей, но обычно встречают устойчивое сопротивление со стороны «отдыхающих».
И всё же, на мой взгляд, заниматься летом ребёнку нужно.
Универсального ответа на вопрос, чем и как заниматься, нет. Моё убеждение: надо заниматься тем, что интересно ребёнку, очень осторожно вплетая в его мир своё понимание того, что ещё для него может быть важно и полезно.
В нашей семье как-то так сложилось, что в течение всего учебного года мы планировали, что же будем делать на летних каникулах. На магнитной доске появлялись листочки с нашими пожеланиями, которые постепенно обрастали конкретными деталями. Были «традиционные» летние события, которые происходили из года в год: мы планировали поездку на море, мы знали, что обязательно будут путешествия с палатками на природу и т.д. Были и «одноразовые акции». Но в зависимости от того, как менялись с возрастом интересы детей, появлялись новые идеи: праздник мыльных пузырей и поиски конфетного дерева ушли в прошлое, зато мы открыли для себя «Ночь сказок» в компании юных философов (кто читал «Дом, в котором…» Мариам Петросян, меня поймут). К лету появлялся список «10 самых важных летних приключений». Что объединяло все эти события? Они планировались и происходили при активном участии всей семьи, особенно детей (как своих, так и детей друзей). У них появлялись «жизненные задачи», от успешного решения которых зависело всё мероприятие. Миссия взрослых – поддержать самую неожиданную фантазию ребёнка, придав ей мирное и реалистичное направление.
Когда старшей дочери было лет шесть, её осенила мысль, что вот было бы здорово праздновать день рождения не только зимой, но и летом! Надо сказать, что родилась она 2 января, два любимых праздника сливались в один, не давая полноценно насладиться каждым. Мы решили, что ничто не мешает нам отметить «половинку дня рождения» 2 июля. Это стало на несколько лет нашей традицией. «Половинка» обычно отмечалась в лесу в виде квеста с поиском сокровищ. По ходу игры детям приходилось ориентироваться на местности, расшифровывать символические послания, помогать друг другу преодолевать препятствия и т.д. На следующий год к испытаниям добавились простейшие математические задачки, отгадывание литературных персонажей, игры с буквами и словами.
Нашими помощниками стали «Летние тетради» («Летняя тетрадь будущего второклассника», «…будущего третьеклассника», «…будущего четвероклассника») и пособия серии "Универсальные учебные материалы" (ниже обложки некоторых пособий), откуда можно было взять конкретные задания, подходящие по возрасту. Дети уже не только участвовали в игре, но и готовили сценарий, сюрпризы и призы-поощрения друг другу. Интересно? Да. Полезно? Зависит от нас, взрослых.
В ближайшее время с младшей дочкой планируем поездку в Палеонтологический музей (у неё сейчас «динозавровый период»). Будем вместе прокладывать маршрут от дома до музея по карте, заранее составим список самых интересных для нас объектов в экспозиции (кого нужно обязательно посмотреть). В музее будем измерять шагами самых крупных особей и учиться отличать хищных от травоядных. Для дошкольницы, на мой взгляд, достаточно. А чем бы вы наполнили такую поездку для ребёнка 7-10 лет? Подростка? Посмотрите внимательно на своих детей: чему вы можете научить их сейчас, чтобы эти умения пригодилось им в новом учебном году?
Е.Сизова, автор учебников и учебных пособий.
Анастасия Колпакова, руководитель онлайн - школы " СОтворчество 2100", мама четверых детей на семейном обучении.
"СОтворчество 2100"
Онлайн-обучение 1-7 класс.
ПА 1-11 классы.
Звоните: 8-800-555-14-89
Наш сайт - https://www.sotvorchestvo21.ru/