Найти тему
Большие идеи

Как избежать плохих стратегических решений

О принятии решений написано много научных работ, но для многих руководителей и компаний оно остается источником головной боли. Согласно опросу McKinsey, в котором приняли участие более 2,2 тыс. топ-менеджеров, 72% руководителей считают, что их компания принимает плохие стратегические решения так же часто, как хорошие — или даже чаще.

Как результат — многочисленные проблемы:

  • Бессистемные совещания. На продуктивных совещаниях ведутся прямые разговоры и принимаются умные решения, а бессистемные зачастую сводятся к долгому и не очень честному обмену бесполезными новостями.
  • Неопределенность ответственности. Когда система управления не работает, бывает трудно разобраться, кто за что отвечает, и между отделениями или сотрудниками может начаться бессмысленная подковерная борьба.
  • Столкновение приоритетов. Если сотрудники жалуются, что задачи противоречат друг другу или постоянно меняются, это может значить, что у организации нет четких целей.
  • Контрпродуктивные рабочие группы и комитеты. Без должного руководящего контроля управленческие структуры компании будут продолжать работать еще долго после того, как перестанут приносить пользу, — занимаясь ненужными делами и выпуская ненужные отчеты.

К счастью, компания любого размера может выстроить более качественную систему управления и наладить процесс принятия решений. Вот несколько шагов, с которых можно начать.

Определите, какие решения принимаются в компании

Для начала стоит разделить все решения, которые регулярно принимаются в вашей организации, на несколько групп. Вот одна из возможных систем.

  • Корпоративные решения: например, определение миссии и направления развития компании, назначение топ-менеджеров, определение корпоративных ценностей и культуры или имидж бренда.
  • Стратегические решения: например, инвестиции, выбор целевой аудитории, капитальные расходы или введение обязательных корпоративных правил для всех сотрудников.
  • Операционные решения: например, распределение бюджета, разработка и выпуск продуктов или управление персоналом.

Определите, кто должен принимать решения

Продумайте, кто и какие решения должен принимать. При распределении полномочий нужно учесть два важных фактора. Во-первых, определите, на каком уровне должны приниматься решения каждой категории. Во-вторых, подумайте, для каких решений потребуется совместная работа разных отделений. Постарайтесь обеспечить удобство и эффективность совместного принятия решений.

Обеспечьте связь между командами

Распределив между группами полномочия и ресурсы, вы должны обеспечить между ними связь и координацию.

В большинстве компаний нужно создать два типа связи. Во-первых, установите регулярность встреч — так вы зададите понятный рабочий ритм. Командам, решающим краткосрочные задачи, нужно встречаться чаще, а в работе над стратегическими проектами совещания должны длиться дольше. Во-вторых, определите информационные связи между командами. Каждая команда знает, какие данные нужно рассмотреть на совещании и какие решения должны быть приняты по его итогам — но эти данные и решения могут быть важны и для других команд. Поймите, как информация циркулирует между командами, кто отвечает за ее передачу и в какой срок это происходит — и сможете обеспечить слаженную работу всей компании. Создайте общие календари и используйте другие технологии, чтобы обеспечить прозрачность: пусть каждый сотрудник понимает, где и почему принято каждое решение.

Контролируйте качество

Хорошие системы управления отслеживают собственную эффективность. Можно опрашивать сотрудников или ежегодно оценивать текущие процессы, но так или иначе, вы должны регулярно пересматривать свою систему управления и видеть ее сильные и слабые места.

Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Рона Каруччи в HBR Россия «Как избежать плохих стратегических решений». Другие материалы о принятии решений вы всегда можете найти в разделе «Менеджмент» на сайте hbr-russia.ru

Подпишитесь на наш канал