В детстве память человека еще не забита массой ненужных сведений. Поэтому большинство детей, как правило, запоминают на более длительное время, чем взрослые.
С этим связан такой занятный момент, который отмечают многие взрослые: детские считалочки и смешные песенки могут до старости «сидеть» в голове, в то время как, казалось бы, важная и нужная информация, например по работе, вылетает из этой же самой головы довольно быстро.
Однако есть и другой момент, который может успокоить взрослых: существуют разные правила, которые позволяют увеличивать объем памяти – запоминать быстрее и больше.
Причем такие правила нередко используются в школах. И не только в нынешних «крутых» лицеях и спецшколах, но и в самых обычных учебных заведениях.
Эти правила, можно сказать, выдумала сама природа, а люди «нащупали». И люди не отдают себе отчета в том, что они используют такие правила. Им кажется, будто это… вот просто так само собой происходит.
Например, все мы помним с детства веселую считалочку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Помимо того, что она детская, она еще и хитроумная – позволяет быстро запоминать систему цветов в радуге, от красного до фиолетового. И по-научному этот метод называется методом аббревиатур. Вы сами можете применять его далеко не только с радугой.
Допустим, вы идете в магазин, где вам надо купить набор продуктов.
Большинство людей пишут список предстоящих покупок на бумаге. А потом могут, как автор этих строк, банально забыть его дома – несмотря на то, что список мог составляться скрупулезно 2-3 дня. ))
Так вот, чтобы не забыть ничего, бродя между полками магазина, можно придумать нечто аббревиатурное, где каждая намеченная покупка будет обозначена ее 1-й буквой.
Допустим, мне надо купить на сей раз:
- сыр;
- навагу;
- икру кабачковую;
- лук;
- сметану.
Ну, вы уже поняли, что у меня аббревиатурно получился… СНИЛС. :)
Конечно, не всегда ваши списки будут настолько однозначно вписываться в четкие аббревиатуры. Но их можно «подтасовывать». Допустим, мне надо купить рыбу в принципе, «Например, Навагу». :)
Есть и другие способы улучшения запоминания, которые в совокупности называют мнемотехникой и «как-то так сами собой» используют в школах.
От греч. mnemonikon – искусство запоминания.
Допустим, преподавательница русского языка учила нас в школе такой придуманной ею скороговорке: «-то, -либо, -нибудь – черточку поставить не забудь». И этим вот игровым способом мы, ученики, запоминали правила написания дефисов. А ученые это правило называют методом ритмизации.
Еще 1 правило, которое нередко применяют сами же ученики без чьей-либо наводки, – это рифмы, созвучные слова.
К примеру, я в школе так запоминала многие слова на английском: «sweet» («сладкий») – «Светка-конфетка» и проч.
Другой метод, из которого исходят все учебные методики, – это когда при изучении нового материала начинаешь «плясать» от ранее изученного, сопоставляешь с ним и т. п.
Другой прием применяется в детстве и… активно эксплуатируется современными взрослыми рекламщиками: яркие, непривычные образы.
Вот многих, к примеру, раздражает, что в последнее время в рекламных роликах появились несуразные герои, которые делают странные вещи. Допустим, афроамериканец доит жирафа и громко смеется.
Странно, да? Но ведь запомнилось.
Есть и многие другие методы, которые придумывают психологи и (или) народные «умельцы». Даже если эти методы кажутся нам «доморощенными», но работают, значит, эффект от них есть. И с их помощью мы можем запоминать так же или почти так же, как в школьном детстве.
Впрочем… а точно ли вы помните то, что учили в школе?
Я даже не спрашиваю насчет каких-то мудреных правил, допустим из математического анализа...
Давайте проверим, вспомните ли вы самые «ходовые», известные правила, которые мы все когда-то учили в школах – не важно, в советское, постсоветское или самое последнее время, в специализированных или обычных учебных заведениях…
В каждом из вопросов данного теста надо выбрать только по одному варианту ответа. Если вы не поставите где-то галочку – автоматика Яндекс форм сделает это вместо вас: будто бы вы не ответили, пропустили ход… и, стало быть, лишились 1 балла.
Также отвечайте на вопросы в посте «Обыграй знатоков: ответь на 10 вопросов о передаче «Что? Где? Когда?»».