Еще Аристотель писал, что образованный человек отличается от необразованного так же, как живой — от мертвого. Взрослая жизнь начинается со школьной скамьи, поэтому многие современные учителя понимают: комфорт учеников так же важен, как знания. Однако школы не всегда стремились к созданию позитивной образовательной среды. Рассказываем о странных учебных методах прошлого, ряд которых применяется до сих пор.
Жестокие телесные наказания
Россия долгое время жила по «Домострою» — набору правил, регулирующих все сферы жизни. Избиение детей в книге оценивалось положительно: «Не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его (побьешь палкой. – РБК), не умрет, но здоровее будет». Учащихся били до конца XVIII века, пока при Екатерине II в Россию пришло Просвещение.
Однако в 1825 году произошло восстание декабристов. Их назвали «непоротым поколением», поэтому, чтобы не повторить подобный бунт, Николай I распорядился вернуть наказания для всех гимназистов. Детей били даже в императорских семьях. Все изменилось с приходом советского строя, который считал подобные практики пережитком старого режима. Физическое наказание сменилось социальным: вызов родителей в школу, исключение из пионеров, дополнительное дежурство, — все это влияло на положение школьника в обществе. Это подходило советской системе коллективизма. Сейчас избиения детей как учителями, так и родителями официально запрещены законом. Подобное насилие карается штрафами, арестами и даже тюремными сроками.
Поем и описываем объекты
Большая часть XIX века называется в Великобритании «Викторианской эпохой» по имени королевы, правящей Британской Империей с 1837 по 1901 год. Это время ознаменовалось научно-техническими открытиями, развитием капитализма и увеличением населения. Кроме того, были сделаны и прорывы в обучении. В 1870-1880-х годах был принят ряд законов. Они сделали образование практически обязательным для всех английских детей. Но даже несмотря на то, что викторианские школы были прогрессивными для своего времени, некоторые их особенности сейчас кажутся странными. Рассмотрим самые необычные из них.
- Множество предметов заучивались на песенный манер. Например, таблица умножения. Ее школьники должны были уметь пропеть без единой ошибки.
- Некоторые уроки назывались «объектными». Семена, картинки, камни, различные модели — вещи подобного рода ставились на парты учеников. Они должны были рассматривать предметы и записывать свои наблюдения. Так преподавались многие естественные науки.
- Тетради заменялись грифельными досками, на которых ученики писали мелом. Это делалось из экономии — бумага стоила очень дорого.
- Учителя наказывали школьников ударами трости. Мальчиков били по спинам, а девочек — по ногам и рукам. Получить телесное наказание можно было за любой проступок: от лени до выхода из класса без разрешения.
Урок длиной в неделю
Современные учебные заведения тоже отличаются необычными практиками. Например, в школе Лисоус в Великобритании уже много лет любят полностью погружать учеников в предмет, чтобы они прочувствовали его на практике. Расписание в первые четыре дня недели довольно обычное, однако после них наступает «Гибкая пятница». В этот день занятия идут с 9:30 по 13:30. На них каждый школьник посвящает себя работе над одним проектом. Более того, в следующие дни другие уроки могут быть передвинуты, чтобы ученики фокусировались на чем-то одном, а не «быстро перескакивали с предмета на предмет». Такой необычный подход увеличил число студентов, не получающих оценки ниже тройки, с 40% до 91%.
Если не хочешь, не ходи
Частная школа Саммерхилл была основана в 1921 году. Философия Саммерхилл гласит, что «еще более важное обучение происходит за дверями класса», поэтому каждый школьник имеет полное право не посещать официальные уроки, если ему не хочется. Дети сами решают, как им лучше развиваться. В этом им никто не мешает, даже если все время они хотят посвятить играм. Школьники ответственны только за свои проекты, а реализовывать их можно как угодно. Кроме того, преподаватели и ученики полностью равны. Два раза в неделю все саммерхилльцы собираются и голосуют по вопросам развития школы.
Искоренение несчастья
Цель такого необычного подхода в образовании — развить в учениках чувство уверенности и умение опираться на свои силы. Саммерхилл, по их словам, взращивает в детях ответственность, предоставляя позитивную образовательную среду. Ведь детство не должно быть наполнено тревожностью. Это сочетается со словами основателя школы Александра Нилла: «Все преступления, вся ненависть, все войны могут быть сведены к несчастью <…>. Никакой учитель не имеет права избавлять ребенка от шума от его игры на барабане (имеются в виду любые шалости детства. – РБК). Лечить нужно только несчастье».
Автор: Семен Башкиров
Читайте также:
Школьные отличники работают на троечников. Популярный миф или чистая правда?
Как китайцы относятся к образованию и почему едут на учебу в Россию
Вашему ребенку грозит опасность: распознаем токсичные школы