- Когда я окончу школу, я уеду из России - говорил мне один из моих учеников, которого я подтягивала по школьным предметам, как репетитор. Мальчик учится в 7 классе.
- Куда ты уедешь? - спросила я.
- Куда угодно, лишь бы не оставаться здесь. Да хоть в Италию, куда я ездил с родителями отдыхать.
- Одно дело отдыхать, и совсем другое - жить! Здесь твоя Родина. Почему ты хочешь отсюда уехать? - спрашивала я. Мне стало уже интересно, как семиклассник относится к своей родине, и почему он так рвется отсюда уехать.
- Мне в этом государстве нечего делать! Что оно мне дало и что оно мне даст? - отвечал он.
Никакого патриотизма. Никакой любви и нежности к своим корням. Только беспощадность и решимость в его глазах. И он не один такой. Нынешние старшеклассники не любят Россию, не хотят в ней жить, не принимают современную власть. Они имеют своё сформировавшееся мнение, которое трудно сломить.
Такой диалог состоялся у меня с моим учеником. Позже я задавала вопросы про Родину и другим ребятам его возраста. Россию они не любят, уехать хотят многие.
- А как же учёба после школы? Институт? Прямо сразу после школы улетите отсюда? - расспрашивала я своих учеников.
- Мы будем получать высшее образование за границей. Не зря же мы так стараемся учить английский язык, - отвечали они.
Да, у них и с английским языком всё замечательно, потому что хотят уехать из России. Вот где, оказывается, "собака зарыта", вот почему они мотивированы и с таким рвением учат иностранный язык. Не все, но мечтающие уехать говорят на нем лучше меня и уже читают английскую литературу в оригинале.
Недавно проводились исследования среди учащихся 10-11 классов социологами из МГУ. Изучались их политические представления, эмоции, отношение к России и к будущему, а также проявление у них чувства национальной гордости.
Выявилась неопределенность многих школьников и апатия к политике. Они не хотят проявлять свою гражданскую позицию и участвовать в социальной и политической жизни страны.
Хорошо относятся к своей стране всего 29,5% старшеклассников. Негативную позицию заняло 25,5%. Остальные не могли сказать, как они относятся к своей родине, это больше трети опрошенных.
На вопрос, можно ли гордиться своей страной, 34,1% школьников затруднились ответить, больше половины вообще не нашли поводов для гордости.
Чем гордятся те, кто ответил утвердительно: народом России (6,4%), культурой (6,2%), наукой (3,9%), победой в Великой Отечественной войне (2,3%).
Мои ученики вообще заявили, что победа в ВОВ, первый полет в космос - это всё достижения не нашей страны, а СССР. Сейчас другая страна.
Эти дети видят, как государство к ним относится, видят, как жалуются на него его родственники или знакомые, бабушки на улицах. Вот и впитывают это негативное отношение.
Вообще, данные исследования МГУ достаточно интересны, есть над чем задуматься. Я и сама глубоко задумалась над словами своих учеников-семиклассников. В своё время, учась в 7 классе (!) я даже не помышляла о том, чтобы побыстрее окончить школу и уехать в другую страну. Тогда, а это более 20 лет назад, было другое время, по-другому молодёжь относилась к России. Конечно, недовольные были всегда. Но, чтобы мечтать с седьмого класса уехать, этого не было.
Что же говорят сами авторы исследования?
Они уверены, что такой результат из-за существенных недостатков системы гражданско-патриотического образования и воспитания российских школьников.
Будут вводить уроки патриотизма в школах? Будет ли эффективен патриотизм "из-под палки"? И нужен ли он вообще современным школьникам?
Напишите свои ответы на эти вопросы в комментариях, мне будет интересно почитать.
Подписывайтесь на канал, если интересуетесь вопросами образования.
Читайте также: