Джимми Пейдж поделился своими воспоминаниями о записи классической песни Stairway To Heaven, самом известном треке четвертого альбома ZEPPELIN.
Пейдж был не только гитаристом на этом альбоме, но и его продюсером.
«Я неизменно сочинял и записывал гитарные соло в конце процесса, когда уже был готов вокал и все наложения», - говорит Пейдж. «В данном случае уже были записаны бас, барабаны, 12-струнная гитара и небольшие наложения электрогитары. Я всегда писал соло в конце, потому что к тому времени вы уже как бы живете в этом треке, а будучи продюсером, я к тому же контролировал все наложения, которые уже были сделаны».
«Я задействовал свой Telecaster, чтобы сыграть это соло. Я играл на Les Paul, но тут я хотел другой звук, и поэтому решил использовать Telecaster. Это был тот же Telecaster, на котором я играл на первом альбоме, тот самый, который мне подарил Джефф Бек, и на котором я играл ещё в The Yardbirds. Волшебная гитара!»
Пейдж вспоминает, что это соло было записано «очень быстро».
«Я просто сказал себе: «Ну что? Поехал!», глубоко вздохнул - это то, что я обычно делаю, и - вперед. Я несколько раз сбивался, но если бы этого не случилось, у вас не было бы того варианта, который есть сейчас. Я заранее придумал, как я собираюсь войти в это соло, первые несколько нот, но то, что вы слышите сейчас, этого я не придумал, я просто сыграл это».
Энди Джонс, инженер, был в диспетчерской, когда Пейдж записывал соло. Он вспоминает, что у гитариста «сначала были небольшие проблемы с соло».
«Он не до конца вошёл в тему», - рассказывает Джонс. «Я помню, как сидел в диспетчерской с Джимми, он стоял рядом со мной, сделал несколько проходов, но это ничем не закончилось. Я видел, что он немного нервничает, и это передалось мне. Я повернулся и сказал ему: «Ты так сделаешь меня параноиком». А он в ответ: бэнг!
На следующем дубле он всё сделал. Невероятно! Конечно, это замечательное соло. Пейдж был просто великолепен».
Оглядываясь назад, Джимми Пейдж характеризует свое соло в эпической кульминации альбома как «поток сознания».
«Оно сымпровизировано так же, как и на любом из концертных шоу», - говорит он. «После того, как появляется записанная версия, на концертах соло останется в том же духе, но не совсем таким. Я постоянно менял его, переделывал, в общем поступал так, как мы это делали со всеми песнями».
«Это не означает, что я когда-либо превзошёл студийный вариант», - подчеркнул он. «Он уже есть, и я сказал бы, что это просто полет. Это не соло, это не что-то разработанное, написанное и прочитанное, это больше похоже на поток сознания».
Гитару Пейджа в Stairway To Heaven неоднократно называли лучшим гитарным соло всех времен. Маэстро несколько осторожно относится к аплодисментам.
«Могу ли я назвать соло Stairway To Heaven своим лучшим гитарным соло в ZEPPELIN?» - задумывается он. «Не уверен, но оно чертовски хорошо. Если все говорят, что это мое лучшее соло, что ж, это очень здорово, но есть и другие, которые мне больше нравятся».