Найти тему
Navygaming Channel

Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой, 1914/ №16

Гибель подводной лодки U18 под таранными ударами британских кораблей, и миноносца Т-124 от тарана датского парохода.

Первая мировая - один из самых кровопролитных военных конфликтов в истории человечества. Пять лет солдаты нескольких империй сражались и погибали в битвах миллионами. Флоты воюющих стран также активно участвовали в боях. Мы не одобряем решение политических проблем "военными средствами", но считаем, что знание о происходящих событиях, в том числе и о потерях сторон, позволят избежать такого безумия. В наших публикациях в данной теме стараемся представить сведения о потерях одного из участников мировой войны - флота кайзеровской Германии. Эти публикации преследуют две цели: первая вспомнить о понесенных потерях корабельного состава, вторая - с помощью читателей, уточнить некоторые сведения, которые может быть представляются ошибочными. Еще одна цель - вспомнить небольшие корабли и суда, которые также погибли, но не снискали ни славы, ни памяти.
Будем рады обсуждению, замечаниям и пояснениям, и конструктивному диалогу.

1914 год

Ноябрь

19 - Транспорт снабжения флота "Титания" затоплен экипажем в порту г.Мас-а-Фуера, Чили.

Согласно комментариям к книге Корбетта, под этим названием такого парохода в Lloyd's List не было, но был грузовой пароход (2500 тонн водоизмещением, 1300 л. сил), помеченный находящимся в Циндао в качестве транспорта. Из Циндао транспорт ушел с углем для эскадры адмирал Шпее. В дальнейшем, по-видимому, он был вооружен, так как 2 ноября захватил парусное норвежское судно «Хеликсон» и отвел его в Мас-э-Фиера, где его («Титанию») уничтожил «Принц Эйтель» (по данным из книги Корбетта).

23 - Эскадренный миноносец (миноносец) "Т-124" (первоначальное обозначение S-124) затонул в Балтийском море после столкновения с датским судном "Англодайне. Погиб 1 человек (по другим данным - погиб 30 ноября 1914 года в 20 час 40 мин. ). Место гибели - 54°22'N, 12°11’О. В 1915 году под­нят и вскоре разобран.

Однотипный S-125 в первоначальном виде выглядел как и S-124
Однотипный S-125 в первоначальном виде выглядел как и S-124

Миноносец входил в состав 7-й полуфлотилии 4-й флотилии, использовался в качестве корабля береговой обороны.

Для справки: принадлежал к типу S-120, относился к четвёртой серии мореходных миноносцев фирмы "Шихау" (6 ед., S.120-125), конструктивно были аналогичны типу S-114, но получили вместо английских немецкие котлы (S124 - французские котлы Normand) и более мощные машины, а последний в экспериментальных целях турбины, став первым германским турбинным миноносцем. Также был несколько увеличен запас топлива. По примерно такому же проекту построено еще шесть кораблей

Схема внешнего вида мореходных миноносцев фирмы "Шихау"
Схема внешнего вида мореходных миноносцев фирмы "Шихау"
Для справки: Заложен в 1904 году, вошел в состав флота 8 октября 1904 года. Водоизмещение: 468 т (в полном грузу)/проектное - 391 т. Размерения: 64,7х7х3,7 м. Механизмы: две трехцилиндровые паровые машины тройного расширения, три военно-морских котла, мощность 6400 л.с. Скорость - 27,5 узла. Дальность плавания -1500 миль (17). Экипаж - 61 человек (в т.ч. 2 офицера). Запас топлива - 115 т угля. В период с 1913 году установлены три новых военно-морских котла. Первоначально имел обозначение S-116.
Вооружение: 3-50-мм орудия, 3-450-мм ТА. Экипаж - 57 человек (в т.ч. 2 офицера).
Немецкие миноносцы в базе
Немецкие миноносцы в базе

23 - Подводная лодка U18 потоплена таранными ударами британских эсминца "Гарри" и сторожевого траулера в главной ВМБ Великобритании Скапа-Флоу.

Подводная лодка U18
Подводная лодка U18

Подводная лодка U18 сделала попытку проникнуть в Скапа-Флоу. Следуя в кильватерной струе английского парохода, она успешно прошла вглубь английских вод до банки Хокса, однако английских кораблей в базе не обнаружила (флот вошел к Гельголандской бухте). На обратном пути подводную лодку обнаружил английский вооруженный траулер "Токио", а затем другой - "Дороти Грей", который нанес субмарине таранный удар. У подводной лодки были повреждены горизонтальные рули и перископ. U18 быстро погрузилась, но затем снова всплыла на поверхность. В этот момент траулер вновь таранил ее, кроме того таран был нанесен и подошедшим эсминцем "Гарри".

По данным К.П.Пузыревского: "...После двойного тарана подводная лодка ушла на глубину, потом вторично появилась на поверхности в сильно поврежденном состоянии. Ее экипаж ракетами просил о помощи. К погибавшей подводной лодке подошел миноносец "Гарри", который спас всех, за исключением одного человека. U18 вскоре затонула у Мюкл-Скерри.

Для справки: U18 - водоизмещение - 560/690 т, размерения - 62,35х6х3,4м; скорость хода - 15/9,5 узла, дальность плавания - 1210 (13,5)/ 75 (5) миль; экипаж - 28 человек. Вооружение - 4-450-мм ТА, 1х1-52-мм орудие.

Х.Вильсон в своей книге "Линкоры в бою" уделил внимание данному эпизоду: "... Операции германских подводных лодок выявили рост подводной опасности и непрерывное увеличение радиуса действий подводных лодок с каждым новым усовершенствованием. 23 ноября 1914 г., как раз когда Гранд Флит вышел в море для демонстрации у Гельголанда, подводная лодка «U18» (кап.-лейт. Хенниг) прошла в Скапа Флоу через южный проход Хокса Саунд и, осмотрев рейд, увидела, что больших кораблей там нет. «U18» заметили, бросились на нее, и ее перископ был сбит эскадренным миноносцем «Гарри», пытавшимся ее таранить. Управление погружением на «U18» испортилось, лодка начала то нырять, то выскакивать на поверхность; ее настиг и сильно таранил траулер, и в конце концов она была выгнана да поверхность вблизи Пэнтленд Скеррис и потоплена экипажем, который, за исключением одного человека, был спасен англичанами".

Для справки: В книге А.Гайера дается высокая оценка действиям данной подводной лодки: "..ей удалось добраться до точки, из которой она могла прекрасно осмотреть рейд. Это плавание представляло подвиг в навигационном отношении ввиду наличия при входе в бухту большого числа рифов и камней. Однако военных кораблей в бухте не оказалось и лодке пришлось отправиться обратно, не достигнув успеха". В то же время Гайер неверно указывает причины гибели субмарины: "... преследуемая миноносцем и идя в подводном положении, она наскочила на скалу и, получив тяжелые повреждения, была оставлена командой и потоплена". Однако в примечаниях к основному тексту даны пояснения относительно гибели субмарины.

Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг. - СПб, 1996, 104 с.; Корбетт, Дж. Операции английского флота в первую мировую войну. - Мн.:Харвест, 2003.- 480 с.; Шеер, Р. Германский флот в Мировую войну /Р.Шеер. - М.: Эксмо, Изографус; СПб: Terra Fantastica, 2002.- 672 с.; Вильсон, Х. Линкоры в бою, 1914-1918 гг. -- М.: Изографус, ЭКСМО, 2002. — 432 стр.; Гайер, А. Германские подводные лодки в войну 1914-1918/А.Гайер.- СПб: Цитадель, 1998. -104 с.; Трубицын, С.Б. Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии (1871-1918 гг.). - СПб.: БКМ, 2000.- 112 с.; Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.