После того, как 2 сентября 1945 года Япония подписала акт капитуляции на американском линкоре «Миссури», страна фактически стала управляться США. Американцам предстояло переделать военную диктатуру в мирную демократию. Для этого они лишили Японию армии и возродили политические партии. Однако был еще момент идеологический: Америке нужно было забрать власть из рук японского императора. Тысячелетиями его фигура почиталась простыми японцами как воплощение божества на земле. И этот божественный статус американцы в 1945 году решили у него забрать.
Немного о японских императорах
Для начала нужно понять значимость фигуры императора для японцев. Жители Страны восходящего солнца верят, что их императоры являются прямыми потомками богини солнца Аматэрасу. Более того - начиная с самого первого императора Дзимму, правившего в 660 году до н.э., императорская династия ни разу не прервалась. Нынешний император воплощает в себе постоянство божественного начала, воплощенного в земном человеке.
Также он воплощает и непрерывность власти. Японский император - фигура незаменяемая. В этом коренное отличие Японии от, например, Китая. В последнем в отношении власти действует концепция «Небесного мандата» - если правитель плохо управляет страной, то в праве людей сбросить его и назначить более достойного кандидата. В Японии это невозможно по определению: каким бы некомпетентным и неумелым был император, никому и в голову не придет устраивать революцию.
Для атеистов и адептов науки это, наверно, звучит как бред, но тут нужно понимать специфику японской культуры. В Японии император это прежде всего символ - живое напоминание о мифе, скрепляющем воедино нацию. И что бы император ни делал, ему нельзя перечить - потому что тогда ты восстаешь против самой структуры бытия. Ты покушаешься на самое святое, основу народного единства. Ведь если можно отмахнуться от предка божества, создавшего Японию, то можно делать все на свете. Основы рушатся.
Американцы не хотели эти основы рушить. Они хотели только чуть подкорректировать образ императора. Сделать из бога обычного человека. И вот зачем.
О японском милитаризме
В основе бурной экспансии Японии в страны Юго-Восточной Азии во время Второй Мировой лежала идея ее превосходства над другими народами. В 1940-е годы японцы сделали упор на национальный дух и ценности японского человека, но в то же время противопоставили себя всем остальным. С китайцами в ходе Японо-китайской войны они обращались безжалостно, убивая пленников и сжигая города. Женщин в оккупированной Корее использовали для «утешений» в специальных домах. То есть, все, кто не принадлежал к их культуре, считались японцами достойными участи рабов.
Такое самовозвышение было напрямую связано с божественным происхождением императора. Логика была такова: поскольку он происходит от бога, то соответственно, и вся Япония «облагорожена» божественным покровительством. А отсюда недалеко и до идеи исключительности нации - эдакого народа-«богоносца», гордо поднимающегося над остальными. Именно таков был японским милитаризм - просто извращенный, доведенный до крайней степени абсурда, национализм.
Но что если император не будет богом, а станет простым человеком? Тогда японцы начнут думать за себя, а не будут слепо полагаться на авторитеты. Так рассуждали американцы.
Макартур против Сёва
Править поверженной Японией досталось американскому генералу Дугласу Макартуру. Он долго раздумывал над тем, как быть с японским императором. Судить или казнить его нельзя было по причинам, описанным выше - в таком случае коллапс японского общества был бы неминуем. В то же время оставлять его в статусе «бога» на земле тоже было опасно - не дай бог милитаризм возродится. Из абсолютной монархии нужно было сделать обычную парламентскую конституционную, где правителя сдерживал бы парламент.
Развенчать Сёва (тогдашнего японского императора) из бога в человека Макартуру помогли Реджинальд Блисс и Гарольд Хендерсон. Первый был знатоком классической японской литературы, а второй служил в оккупационной армии. Блисс и Хендерсон написали два варианта указа об отречении. Блисс, благодаря своим связям в престижной школе Гакусюин, перевел его на японский и вручил министру иностранных дел Ёсида Сигеру. В итоге 1 января 1946 года вышел «Указ о строительстве новой Японии», в котором, кроме прочего, была строчка и про статус Хирохито.
Конец бога?
Указ содержал следующие пункты, призванные успокоить американцев, что Япония идет к светлому демократическому будущему:
1. Император отныне будет управлять страной, опираясь на общественные собрания.
2. Элита и подданные обязаны объединиться для благополучия страны.
3. Все подданные могут проявлять личную инициативу.
Данные пункты совпадали с клятвой былого императора Мейдзи, дедушки Сёва, еще в 1868 году. Таким образом, японская власть хотела показать, что идея демократии была у них давно, а вовсе не привнесена извне американцами.
И, наконец, был пункт о недопустимости «обожествления» императора. Звучал он так:
«Пребывая в единении со своим народом, Мы всегда готовы разделить с ним горести и радости. Связь между Нами и народом всегда основывалась на взаимном доверии и привязанности, а не просто на мифах и легендах. Не основывается эта связь и на ложной идее о том, что император является явленным божеством (акицумиками), и на том, что японский народ стоит выше других народов и его предназначением является управление миром».
Сёва достаточно безболезненно отказался от «божественности». Все дело было в понятиях. Как я писал выше, император в Японии не был богом в западном его понимании. Английский текст указа так и гласил «Emperor is divine» (что можно перевести как «император является божеством»). Но в японском тексте было гораздо больше нюансов. Императора в нем назвали необычным для него термином «акицумиками» (現御神), что можно перевести, как «явленный бог». В то же время обычный титул императора был «арахитогами» (現人神), что можно перевести, как «бог, воплощенный в человеке». Именно так императора называли еще в «Нихон сёки», самом первом японском историческом документе VIII века.
Таким образом, японцам в этом документе удалось отстоять свою независимость. В указе никак не отрицалось, что император является наследником богов. Там отрицалось, что император является божеством в западном его понимании, и американцам было этого достаточно. О данном указе японцы никогда больше не говорили, и страна постепенно стала двигаться к парламентской монархии, как того и хотели американцы. Тем не менее, образ императора там почитается и по сей день так же, как тысячи лет назад. Миф, скрепляющий их нацию, до сих пор жив и будет жить, по всей видимости, еще очень долго.
***
Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.