Заглянем в любопытную французскую бронемашину из коллекции парка «Патриот».
В СССР пик популярности пушечных бронеавтомобилей пришелся на предвоенные годы, когда образцы вроде БА-6 и БА-10 неплохо показали себя в боях на Халхин-Голе. Но затем случилась катастрофа 1941-го с массовыми потерями техники, наладились поставки диковинных зарубежных машин по ленд-лизу, Красная армия накопила свежий боевой опыт. И к концу Второй мировой все это привело к смещению интереса советских военных в сторону колесных бронетранспортеров, которые уступили право непосредственного уничтожения противника танкам да самоходкам.
А вот Франция после 1945 года пошла по противоположному пути, словно Бенджамин Баттон. Стремясь к унификации парка и оценив преимущества легкого британского разведчика Daimler Ferret, к середине 1950-х местное министерство обороны отправило в отечественную промышленность заказ (отчасти этой самой промышленностью и пролоббированный) на проектирование подобной машины – полноприводной, маневренной, неприхотливой и авиатранспортабельной. Выиграла конкурс компания Panhard. В 1959-м она построила первый прототип, а через два года бронеавтомобили AML HE 60-7 (тип 245B) уже начали поступать в войска, в том числе участвующие в боевых столкновениях в Алжире.
Сначала «Панары» имели пулеметно-минометное вооружение, однако уже через четыре года вышла модификация AML-90 (она же AML H-90 или тип 245C) с башней H-90, в которую установили 90-мм нарезное орудие DEFA D921 в спарке с пулеметом. Таким образом французский бронеавтомобиль получил невиданное для своего класса сочетание качеств. А требовались эти фокусы для того, чтобы разведывательная машина, с одной стороны, умела также оказывать эффективную огневую поддержку подразделениям, действующим в условиях партизанской войны на зарубежных театрах (например, в Африке). А с другой – была способна на своей территории оперативно отразить удар воздушно-десантных войск армий стран Варшавского договора: угрозу советского вторжения тогда рассматривали всерьез.
В коллекции «Технического центра» парка «Патриот» (бывший танковый музей в Кубинке) имеется как раз такой пушечный Panhard AML-90. И на открытии обновленной экспозиции у меня получилось заглянуть внутрь грозного бронеавтомобиля в ливрее французской жандармерии.
По обоим бортам бронеавтомобиля расположены люки-дверцы. Левый с кронштейнами для запасного колеса или канистр с топливом открывается назад по ходу движения, правый, наоборот, распахивается вперед. Проемы большие. Ну, как большие – забираться в Panhard, конечно, проще, чем в наши БА-64 или БТР-70, но все равно дело требует сноровки и практики, поскольку внутри очень тесно.
В носовой части узкого бронекорпуса размещается механик-водитель. Собственно, это то немногое, что мы можем понять при осмотре музейного «Панара», поскольку отделение управления пребывает в плачевном состоянии. Разворовано все, что можно было открутить – исчезли приборная доска, приборы наблюдения, электрощитки, средства связи. Руль вот только уцелел, к ободу которого привязали крышку фронтального люка. Любопытный момент: переключение передач в механической коробке серьезно облегчает автоматическое центробежное электромагнитное сцепление, которое размыкается, едва человек прикасается к рычагу. При этом усилителей руля и тормозов AML не имеет.
В боевом отделении по сторонам от массивного казенника пушки ютятся еще два члена экипажа. Слева по борту сидит командир машины, справа – наводчик. На фото выше как раз показано его рабочее место. Не очень уютно, особенно если знать, что броня вокруг исключительно противопульная, толщиной 10-15 мм (советские РПГ, как показала практика, оказались смертельным врагом «Панаров»). Зато некоторые машины шли с кондиционером: в тесноте, но в прохладе.
Здесь тоже поработали вандалы, хотя сохран чуть лучше. Можно рассмотреть, например, рукоятки механизмов наведения. Подъем и опускание орудия, поворот башни осуществляются вручную. На полный оборот уходит около 25 секунд. Боекомплект пушки – 20 выстрелов, располагались они в основном в кормовой нише и за спинками сидений.
Заднюю часть бронекорпуса занимает компактное моторно-трансмиссионное отделение. На поздние «Панары» ставили дизели Peugeot, Mercedes-Benz, Nissan, но первые машины шли с четырехцилиндровым бензиновым оппозитом Panhard 4HD воздушного охлаждения, который выдавал 90 л.с. Вроде бы слабовато, тем не менее 5,5-тонный AML-90 на шоссе способен набирать до 90 км/ч и проезжать на одной заправке до 600 км. Неплохо бронеавтомобиль ползает и по бездорожью за счет полного привода, понижающего ряда в трансмиссии, системы регулирования давления воздуха в шинах. Кроме того, частенько на переднюю часть корпуса крепили сэнд-траки, выручающие на сыпучих поверхностях.
А на разбитом покрытии неплохую плавность хода «Панару» обеспечивают независимые пружинные подвески по кругу. Правда, стрелять в движении все равно не рекомендуется по соображениям сохранения ресурса агрегатов AML-90.
Вообще французский бронеавтомобиль имел почти два десятка модификаций и не раз модернизировался. К примеру, пушечное исполнение со временем получило новую башню с лазерным дальномером и ночным прицелом. Во многом именно эта универсальность базовой конструкции и гибкость вооружения обеспечили «Панару» долгую, успешную карьеру. Формально машину сняли с производства под занавес 1980-х годов, однако, по некоторым сведениям, последние экземпляры Франция отправила из запасников на экспорт в 1999 году.
Тираж AML едва не перевалил за 5 000 штук, обеспечив машине широкое распространение по миру. Бронеавтомобиль использовали с полсотни стран (в том числе Саудовская Аравия, Израиль, Ливан, Йемен, Ирак, а ЮАР вообще выпускал по лицензии свой вариант Eland), Panhard мелькал в «горячих точках» Африки, Ближнего Востока, засветился даже в боях на Фолклендских островах. Местами получалось неудачно, иногда триумфально. В частности, пушечной модификации приписывают уничтожение советских танков Т-54 в ходе Арабо-израильского конфликта и даже ливийского Т-62 во время так называемой войны «Тойот» в 1988 году.