Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Как Россия доросла до немецкого мотора

Отставание России в тех или иных областях всегда воспринимается как отрицательный фактор. Но иногда, волею судеб, такое отставание имеет больше положительных последствий. Именно такой прецедент происходит на наших глазах. Появление информации о том, что в Российской Федерации появится еще одно моторостроительное производство относится именно к такому случаю.

Дело в том, что недавно в начале июня на прошедшем Петербургском экономическом форуме состоялось подписание меморандума о намерениях немецкого концерна Volkswagen Group с правительством Калужской области о производстве двигателя 1.4 TSI на своем заводе в Калуге с 2024 года.

Таким образом, фактически на территории страны будет освоен выпуск первого бензинового турбомотора для легковушек от зарубежного автопроизводителя. Сегодня в РФ выпускаются только атмосферные бензиновые моторы зарубежных и отечественных марок.

А теперь переведем все на простой и доступный русский язык, чтобы понять, что же будет. Дело в том, что сегодня турбочетверки 1.4 TSI поставляют на российские автозаводы концерна из Европы, а точнее из Чехии, из Младо-Болеслава, где находится головное предприятие ŠKODA Auto.

Эти моторы у нас ставят на семь выпускаемых моделей – на Volkswagen Polo, Taos и Tiguan, а также на ŠKODA Rapid, Octavia, Karoq и Kodiaq. При этом в самом Евросоюзе Volkswagen начинает активно  отказываться от этого двигателя, заменив его агрегатом 1.5 TSI. Поэтому к самому старту производства в России через три года выпуск двигателей 1.4 TSI в Европе, скорее всего, уже будет свернут. То есть произойдет перевод производства устаревшего агрегата в развивающуюся страну, где требования ниже, в том числе и по экологии.

Volkswagen Polo из Калуги
Volkswagen Polo из Калуги

Но в этом случае радует то, что линейка ЕА211, производство моторов которой переносят к нам, по ряду технических характеристик и надёжности лучше, нежели 1.5 TSI EA211-EVO с так называемым циклом Миллера. Собственно, эта серия EVO появилась исключительно из-за ужесточения требований экологии.

Сегодня в чешском Млада-Болеславе на головном производственном предприятии ŠKODA Auto семейство двигателей EA211 выпускается с 2012 года. Это семейство состоит из трех- и четырехцилиндровых двигателей с алюминиевым блоком цилиндров. Двигатели имеют рабочий объем от 1,0 до 1,6 литра. Линейка четырехцилиндровых силовых установок EA211 состоит из двигателей 1.4 TSI мощностью 128 л.с. и 150 л.с., а также моторов 1.6 MPI, развивающих 90 и 110 л.с. Эти двигатели устанавливаются в автомобили Volkswagen Group, выпускающихся по всему миру. На сегодняшний день силовые установки EA211 используются в двенадцати моделях трех разных брендов концерна: ŠKODA, Volkswagen и испанского SEAT.

-3

Теперь немного подробнее о немецком проекте на российской почве. Как известно, у Volkswagen есть собственное моторное производство в Калуге, которое начало работать еще семь лет назад в сентябре 2015 года. Это подразделение имеет площадь 32 тыс. кв.м и расположено в парке Грабцево в Калуге, в непосредственной близости от автомобильного завода Volkswagen. В строительство моторного завода, производственная мощность которого составляет 150 тыс. двигателей в год (серия ЕА211, атмосферные моторы объемом MPI 1,6 л 90 и 110 л.с.), концерн Volkswagen вложил около 250 млн евро. Теперь же Volkswagen готов инвестировать в расширение производства нового мотора 6 млрд руб. (или порядка 75 млн евро), будет создано 80 новых рабочих мест, а мощность предприятия увеличится до 240 тыс. двигателей в год. Кстати, аналогичная производственная мощность и у строящегося корейского завода Hyundai в Санкт-Петербурге.

В 2020 году на заводе Volkswagen Group Rus в Калуге было произведено таких 111 500 двигателей, и 18 700 из них были экспортированы на производственные площадки по всему миру, включая Польшу, Испанию и Мексику. Экспорт компонентов двигателей налажен в Чехию, на завод ŠKODA в Млада-Болеславе.

Конвейер в Калуге
Конвейер в Калуге

Самый высокий объем выпуска был достигнут в  доковидном 2018 году. На калужском заводе тогда было произведено 161 тыс. моторов, на экспорт было поставлено 44 тыс. двигателей.

Мотор ЕА211 1,6 MPI имеет высокую степень локализации.

-5

Заготовки блока цилиндров и головки блока цилиндров для двигателей поступают в Калугу с ульяновского завода компании Nemak, которая производит детали из российского алюминия. Электропроводку для силовых агрегатов поставляет компания Fujikura Automotive со своего производства в Чебоксарах. С КАМАЗа приходят заготовки  коленчатого вала и т.д. Оборудование, установленное на производстве в Калуге, гарантирует точность обработки деталей до 1 микрона (0,001 мм), а точность обработки цилиндров составляет 6 микрон (0,006 мм). Детали анализируются по наиболее критичным параметрам напрямую на производстве с помощью датчиков, установленных в производственном оборудовании.

Недавно, с конвейера моторного завода Volkswagen Group в калужском Грабцево сошел 700-тысячный движок ЕА211 1.6 MPI.

источник