Своеобразие политической мысли этого времени заключалось в сильнейшем влиянии на нее религии и церкви. Последняя практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении всего Средневековья. Религия в этот период была ядром мировоззрения феодального общества, стержнем его культуры. В руках священнослужителей политика была прикладной отраслью богословия, а библейская формула «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» являлась непререкаемой религиозной догмой.
Томас Мюнцер выдвигал идею, что церковь – структура, которая должна быть свободна от политики. «В своей справедливости бог не потерпит, чтобы нас постоянно заставляли…». Наверно Мюнцер утверждал, что церковь должна быть отдельно от светской власти. Церковь – это место, куда человек приходит пообщаться с Богом.
По мнению Мюнцера, общество должно быть свободным от феодалов, на которых работают бедняки, а также должна быть общность имущества, чем-то схоже с фразой «Каждому по потребности, от каждого по возможности», а князья – это слуги общины. «Все общее… Каждому выделялось бы по его нуждам». «Каждый должен быть свободен и должна быть общность имуществ». «Народ сделается свободным и только один бог будет его господином». Напоминает фразу «каждому по потребности, от каждого по возможности». Тем не менее, каким-нибудь «первым коммунистом» его назвать нельзя, потому что политический идеал Мюнцера – власть, принадлежавшая простому народу, его можно определить, как идея демократии. «Власть должна быть дана простому народу», «…вся власть принадлежит общине, которая может ее вручать и отнимать» - писал он.
Мюнцер призывал сокрушить угнетателей и установить народную власть, а у Лютера была идея бескровной реформации, поэтому Мюнцер считал Лютера лжецом, так как изменения без потерь невозможны, по его мнению, а Лютер считал Мюнцера «бешеной собакой», которая, оскалившись, лает.
Переходя к Лютеру, можно заметить, что его идеи носили прогрессивно-мирный характер для своего времени. Главным очагом Реформации была Германия. Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие элементы оппозиции — масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских феодалов. В другом объединились народные массы: крестьяне и плебеи. У истоков Реформации стоял и был крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла немецкий теолог Мартин Лютер (1483—1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации. Один из исходных пунктов лютеровского учения — тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом и вследствие этого не нуждается более в услугах католической церкви.
Отношение Лютера к светской власти основано на представлении, что человек живет в двух сферах: в сфере «евангелия» и в сфере «закона». «Власть и меч - служба божья, и потому «они должны быть теми, кто бы разыскивал, обвинял, мучил и убивал злых, защищал, прощал добрых, отвечал за них и спасал их». Лютер призывал королей и князей к вооруженной борьбе против пап, кардиналов, всего католического духовенства. Может показаться, что мирным течением идей Лютера здесь и не пахнет, но в его идеях короли, то есть исполнительная и законодательная власть должны защищать простых людей. Как раз-таки простых людей он не призывает браться за оружие.
«Человек может и должен обращаться к своему Создателю напрямую через молитвы и не нуждается для этого ни в церкви, ни в священниках, ни в святых посредниках». – писал Лютер, утверждая, что ни духовенство, ни светская власть не должны и не имеют права диктовать законы человеческим душам.
Лютер сформулировал религиозно-политические лозунги - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом и вследствие этого не нуждается более в услугах католической церкви. Отказ от односторонней, однозначной теологической трактовки понятий политики, государства и власти. Начинается развитие гуманистических начал в политической теории. Именно поэтому систему политических идей этой эпохи определяют как гражданскую концепцию политики.
Центральное место в теологии кальвинизма занимает принцип всевластия Бога над миром или доктрина абсолютного предопределения. Кальвин учил, что никто не знает своего жизненного предназначения. Жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить способности, заложенные в нём Богом, а успех в земных делах представляет знак спасения.
Кальвинизм существенно содействовал совершению первой буржуазной революции в Западной Европе, провозглашая новые моральные ценности — умеренность в быту, дух предприимчивости, бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом. Кальвин превратил Женеву в протестантскую столицу мира, в самостоятельное «Божье государство», а за ним самим утвердилось прозвище «Женевский папа».
В вопросах о государстве Ж. Кальвин был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими насилие, произвол, беззаконие, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Ж. Кальвин признавал только за подчиненными государю органами власти, церковью, представительными учреждениями. «Наихудшей формой правления» была для него демократия. Предпочтение он отдавал олигархической организации управления государством. Отличительное свойство кальвинистской доктрины — жестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям. Зловещую суровость доктрины дополняла и завершала не менее свирепая политическая практика, включавшая слежку, регламентацию и тяжкие наказания за малейшие нарушения предписанных норм.
Главным в эпоху Возрождения и Реформации был отказ от односторонней, однозначной теологической трактовки понятий политики, государства и власти. Начинается развитие гуманистических начал в политической теории. Именно поэтому систему политических идей этой эпохи определяют как гражданскую концепцию политики.