Найти в Дзене
Жить на два дома

Ливийские истории. Это первая

Свои лучшие годы я провел в девяностые на линии Западная Европа – Северная Африка. Семь лет, как с куста. 4 - 5 портов погрузки, 4 – 5 выгрузки. 50 суток круговой рейс, часто Ливия, 1 – 2 порта захода. Ширпотреб в контейнерах и подержанные машины, если заход в Триполи или оборудование для добытчиков в Ливийских нефтяных полях на Мисурату, Рас-Лануф.

Порт Триполи. Пусто. Никто ничего сегодня не возит
Порт Триполи. Пусто. Никто ничего сегодня не возит

В Бенгази возили оборудование для ливийской «рукотворной реки». Мухомор Каддафи собирался добывать пресную воду под пустыней Сахарой и гнать ее по трубам в прибрежные районы, где сосредоточено все население и есть какая – никакая земля, пригодная к возделыванию, а не только голимый песок.

Не дали ему закончить проект демократичные европейцы с отвязными американцами. Срубили хлопца и время подгадали удачно, под случайное княжение нашего большого, свободолюбивого демократа Медведьева, позволившего разнести эту Ливию в прах. Не снимаю ответственности с самого Мухомора, раскатавшего губу на французские и американские обещания и отвернувшегося от Москвы. Но это будет потом, а пока – сытые ленивые арабы, нет нищих, нет голодных, нет бездомных, но и пива нет!

Каддафи сам не пил и всей стране не давал. Концентрат Кока-Колы возили десятками контейнеров. Груз, с классом опасности 9 – «Едкие и коррозионные вещества». Они его там разводят водой и употребляют внутрь с сахаром. Пухли от сытости и от этой сладкой ядовитой газировки.

Наши, посольские, гнали первач в секретной комнате шифровальщика, запретной на вход даже для посла. Вытяжка наружу была оснащена двумя или тремя фильтрами поглотителями, чтоб ни-ни! Не доверяли даже своим. За алкоголь принесенный. привезенный, найденный, выпитый (за запах) сажали в зиндан и били бамбуковыми палками по пяткам. Ну это я сгустил. Давали реальный срок и штрафовали нещадно.

На приход в Ливийский порт весь алкоголь, пиво, положено было нести из кают обратно в артелку и запирать под замок. Замок и дверь опечатывались таможней и печать проверялась в последнем ливийском порту на отход, чтоб была целая.

В Бремене взяли два сорокафутовых контейнера пива Beck’s на Триполи. Безалкогольного разумеется. Не прочитал внимательно грузовой манифест на Триполи (это такой специфический, морского оформления, список грузов на борту) или прочитал, но не обратил внимания. В Манифесте было указано, что пиво безалкогольное, но по-немецки, «алкоголь фрай». Да это и не обязательно. Все подробности о грузе пишут в Коносаменте, правообладательном документе. На чье имя выписан коносамент – того и груз. Все подробности там.

Манифест высылается по телетайпу, электронке, факсу, как угодно, сразу после погрузки, чтоб заранее информировать порт, власти, получателей, таможню, что к ним едет. Коносамент может лететь самолетом вперед, а может и приехать вместе с пароходом. Наши обычно летали впереди нас.

Утречком, с рассветом подошли на рейд Триполи, взяли лоцмана и аккуратно ошвартовались у своего обычного линейного причала. Уже на швартовке я заметил необычное многолюдное оживление в нашем углу и обилие людей в форме, самой разной раскраски, такие цветики – семицветики. Поставили трап, приняли и проводили санитарные власти, теперь можно подниматься на борт остальным. Боже мой, телевидение появилось у трапа, какие-то цивильные, при пиджаках и галстуках, начальники.

И вот вся эта орава форменных "туарегов", отпихивая агентов (они по одному там не ходят) ринулась в надстройку. Каюту запер, жду их на мостике. Я уже догадался о причине такого внимания, успел достать пивные коносаменты и положить их на стол, пока толпа преодолевала этажи по узкому трапу. Вползли, отдышались, худых арабских начальников не бывает.

Громкими, строгими голосами, все вместе, наперебой, стали спрашивать, известно-ли мне, что в Ливии, хранимой Аллахом и благословенной Пророком, алкоголь запрещен и вдоль, и поперек.

– Известно, говорю, и строго соблюдаю ваши замечательные законы и обычаи.

- А что же ты тогда нам, кошерным, пива привез, два контейнера ?

- А вы, братья, почитайте внимательно грузовые документы. Манифест, это хоть и не документ, это список, для вашей информации, но даже там отмечено.

Принялись читать и горячо обсуждать. Действительно написано, похоже никто до этого не потрудился в бумаги заглянуть вообще. Какой-то клерк сходу возбудил ответственные лица, не удосужившись дочитать присланное до конца. Увидел видать надпись "пиво" глаза и повылазили. Но облом. Генералы. одетые в галуны и блестящие погоны, шире плеч, сдулись. Пиджаки побежали на крыло кричать вниз. Видать, чтоб собравшиеся поглазеть, как меня вяжут и увозят, расходились. Телевидение моментально испарилось с причала.

Облом, облом, ругаются друг на друга. Встали и покатились по трапам вниз, продолжая на ходу выбирать крайнего. Настолько расстроились не состоявшимся мероприятием и не случившимся медалям, за верную службу, что таможня оформила клиренс только к вечеру, а выгрузку начали аж на следующий день. Запивали видать свое горе верблюжьим молоком. Ну, с кем не бывает!