917 подписчиков

11 отличий французской школы от российской

1K прочитали
Французские школьники изучают буклет
Французские школьники изучают буклет

8.15 звонок на урок, кто уже сидит в классе, кто со звонком забежал, кто на пол урока пришел, не поздоровавшись вваливают в кабинет и вальяжно усаживаются за парту нерадивые опоздавшие. Попробуй во Франции опоздать на урок, придется целую процедуру пройти, прежде чем попадешь в кабинет.

Приветствую вас дорогие читатели на своем канале.

В этой статье хочу осветить особенности французской школы и нашей. Есть интересные моменты, которые я б переняла у них. Интересно ваше мнение, что бы вы хотели изменить в наших школах?

Давайте посмотрим как у них и как у нас устроена школьная жизнь.

1. Один кабинет

Школьный кабинет
Школьный кабинет

Каждый класс учится в своем кабинете, учителя приходят на урок и уходят. Только специальные уроки, как физическая культура, ИЗО и др. проходят в других кабинетах. Поэтому дети могут оставлять некоторые вещи в своем кабинете, чтоб не таскать их туда-сюда. Есть второй экземпляр учебников для работы дома.

2. Расписание уроков


Продолжительность уроков 50-55 минут, как пары в ВУЗах. Таким образом, в последующем дети уже легко сидят на парах в ВУЗах.
Начинаются занятия в 8 часов утра.

У нас уроки начинаются также в 8 утра и продолжается один урок 45 минут, иногда 40.

3. Перемена

Перемены длятся по 15 минут. Все они проходят на улице, на площадке школы, где всё огорожено и есть наблюдающие за дисциплиной. Кабинеты на время перемен закрываются. По звонку каждый класс строится в специально отведенном месте для каждого класса по 2 человека в ряду. Учитель приходит и забирает их на урок. Каждый класс имеет свой вход. Так сделано для того. Чтоб не было толпы.


А у нас??? Сидят в коридорах на подоконнике в телефонах или бесятся, бегая сломя голову. Собьют кого, даже не посмотрят кого сбили ученик ли, педагог. И таким же макаром бегут на урок со звонком.

4. Учебные предметы


Во французской школе есть такой предмет как методология, преподает его библиотекарь. Попасть на эту должность очень трудно, проводится сложный конкурс.
На данном предмете диагностируют проблемы в математике и французском языке. Принимаются меры помощи ученику, у которого выявлены трудности и подбирает ему инструменты и отслеживает прогресс.
Интересным является объединение некоторых предметов в блоки: например, история - география – обществознание,  физика – химия, биология – геология. По блокам один учебник и один учитель.

В российских школах не такой дисциплины как методология и уж тем более на должность библиотекаря не такой конкурс. Хорошо организовывать такую помощь слабым ученикам, но у нас поставят клеймо неуспевающий и идет с ним до 11 класса в лучшем случае, чаще до 9 класса и уходят поступать. Блоков нет, отдельные предметы, даже как то немыслимо объединять историю и географию в один блок.

5. Что касается дисциплины


Не дай бог опоздать французскому ученику на урок. Для того, чтоб попасть на урок после опоздания ему нужно подписать специальный билет, что дает ему право войти в класс на урок.
Если ребенок нарушает дисциплину во время урока, то ему дают «клей». У них это означает – дополнительная работа на 1-2 часа, «приклеивают» к школе.

Как у нас обстоит дело с дисциплиной? Опоздал ученик, пришел, зашел и сел за свое место. Мало того, что не извиниться и не спросит разрешения войти, еще сев на место начнет громко разговаривать со сверстниками, рассказывая почему он опоздал. Какой там билет подписать, чтоб войти в класс. Они скорее дверь снесут или вообще уйдут домой. НЕ впускать нельзя, запрещено у нас это в школах. Конечно, чтоб не опоздать, зная, что тебя впустят все равно и уж тем более не останутся дополнительно из-за нарушения дисциплины на уроке.

6. Учебная нагрузка


Дети французской школы находятся там целый день. Только в среду до обеда, в начальной школе среда вообще выходной. В общей сложности уроки длятся на 16.30ч.

У нас пятидневная или шестидневная нагрузка. Дети находятся не весь день. Редко кто может задержаться на кружки, факультативы, секции. Но это уже не уроки, а внеурочная деятельность.

7. Школьная столовая

Приятного аппетита!
Приятного аппетита!

У них она называется самообслуживание. Очень интересно устроена организация питания. Дети могут голосовать в выборе еды, поэтому им могут дать картошку фри, пиццу. Меню составляют заранее, он включает салат, булочка, основное блюдо, десерт и вода. Затем дают его для ознакомления с родителями, чтоб те в свою очередь решили, где будет питаться их ребенок: дома или в школе. На обед отводится 1 час, этого достаточно не торопясь принять пищу или сбегать домой. Классы вызывают по очереди, чтоб не было толкотни.

Ооо, у нас столовая это не место приема пищи, а поле битвы иногда. Как только прозвенел звонок и несутся, не видя ничего перед сбой классы, чья очередь в столовую. Кто первый пришел, тот возможно получит дополнительную котлету, позаимствовав его у одноклассника или лишний кусочек хлеба отхватит. Потом могут начаться обмен порциями, составными частями блюд. А питание учителей, это вообще отдельная история: на ходу, стоя, успели, не успели, никого это не волнует.

8. Сменная обувь

Сменной обуви НЕТ!

В наших школах это обязательное требование. Здесь я согласна, что нужна сменная обувь. Во-первых, погодные условия, во-вторых, комфортная обувь для время занятий, особенно в зимнее время, будет тяжело ногам находится в теплой тяжелой зимней обуви. Со сменой обувью тоже есть свои моменты, кто -то не носит совсем, разнося грязь, кто-то прилежно приносит. А у некоторых сменная обувь грязнее уличной, так что толку, что он её принес!?


9. Дежурство в классе


Для французов это занятие
немыслимо. Эту функцию выполняют уборщики.

Я в свои школьные годы помню составление графика дежурства, отслеживание старшим дежурным с занесением пометок о проверке уборки в классе, по дежурству в школе. Потом отчет на общешкольной линейке. С недавних времен эта практика стала отходить и в наших школах. С одной стороны, вроде как неплохо трудовое воспитание, с другой стороны, приучать детей относится уважительно к труду других людей, не ссорить, убирать за собой. Но в некоторых случаях инициаторами являются родители - "не для этого я рожала свою дочь, чтоб она убиралась в школе, она дома ничего не делает, я не позволяю, а в школе должна делать. Я против". Вот так примерно аргументируют родители свой отказ от дежурства. Я б разрешила своему ребенку дежурить в своем кабинете.

Как вы относитесь к дежурству в школе?

10. Слабоуспевающие

На заседаниях учителей, раз в месяц и квартал обсуждают сложности детей, у которых они есть и вместе решают, как можно ему помочь не отставать от программы.

Отличный подход в помощи. У нас такого нет, обсудили на педсовете, решили довести их как нибудь до 9 класса и отправить куда подальше от школы. Не все учителя конечно так относятся к своим подопечным, помогают подтянуться, но в системе нет такого в наших школах.


11. Профориентация

Выбор профессии
Выбор профессии

Это направление проводится не только теоретически, а практически целую неделю в 8 классе. Это помогает им лучше понять, какие профильные предметы выбрать в 9 классе, нужные для профессии.

Еще одно значительное отличие - это профориентационная работа, которая у нас чаще для галочки проводится на классных часах теоретически. Иногда приезжают специалисты с СУЗов, ВУЗов, дети ездят на открытые двери, но все на словах. Думаю отличная идея попробовать себя в профессии целую неделю ходить на работу. И к 9 классу осознанно, попробовав на практике будущую профессию, выбрать профильные предметы к экзаменам.

Вообще система образования во Франции сильно отличается от нашей. Например, у них обратный отчет классов. Ребенок с 6 лет начинает обучение с 11 класса. Дошкольного возраста дети могут не ходить в садик. А у нас чуть ли не образованными должны приходить в школу. Но это уже другая история.

Пишите комментарии по поводу вашего отношения к российским школам, образованию, что вы хотели изменить в наших школах?

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал!