Найти тему
Строительный мир

Мост Дружбы в Персидском заливе – отмененный мегапроект

Одним из крупнейших объектов, который планировалось построить к Чемпионату мира по футболу 2022 года, должен был стать 40-километровый Мост Дружбы через Персидский залив, соединяющий два ближневосточных государства — Бахрейн и Катар. В последнем как раз и пройдет очередной мундиаль.

Предварительные исследования и разработка проекта начались еще в 2001-м, через четыре года планы были одобрены, а в 2006-м страны подписали соглашение, предусматривающее совместное возведение мостового перехода от крупнейшего города Бахрейна Манамы до северо-западного побережья Катара (район Аль-Зубары). Согласно подсчетам, на реализацию проекта должно было уйти порядка $ 4,5 млрд.

В 2008 году стало известно, что участие в мероприятии примут американская KBR, местная Qatari Diar и ряд европейских компаний. Проявляло интерес к проекту и ОАО «РЖД». В 2010 году отношения между двумя странами обострились и будущее моста оказалось под вопросом; в том же году объявили о приостановке проекта, хотя о конкретных причинах такого решения не сообщалось.

Однако выбор Катара в качестве страны-хозяйки 22-го ЧМ по футболу вернул тему на повестку дня. На следующий год глава МИД Бахрейна заявил, что проект является приоритетным для обеих сторон, поэтому работы должны начаться в ближайшее время и могут быть закончены к 2015 году. А уже в декабре 2012-го он же отметил, что из-за некоторых финансовых проблем старт проекта переносится на более поздний срок, а ввод объекта в эксплуатацию состоится перед самым началом футбольного турнира.

© bahrain.dxbwebsite.com
© bahrain.dxbwebsite.com

Но с каждым следующим годом становилось очевиднее, что два берега все же не будут соединены мостом. А в июне 2017-го ряд арабских стран, включая Бахрейн, объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром, обвиняя последний в поддержке терроризма и распространении экстремистской идеологии. Поэтому тема совместного проекта была окончательно закрыта.

В целом подразумевалось строительство четырех мостов и нескольких дамб с четырьмя полосами движения для автомобилей и двумя железнодорожными путями. Новая дорога сокращала бы путь на машинах между странами до 30 минут; по дороге через Саудовскую Аравию прохождение маршрута занимает около 5 часов (в 2016 года была также запущена паромная переправа).

© Mohamed Ghuloom / Wikipedia Commons / CC BY 3.0 (Мост Короля Фахда)
© Mohamed Ghuloom / Wikipedia Commons / CC BY 3.0 (Мост Короля Фахда)

Более того, предполагалось, что железнодорожная часть моста войдет в общий проект, предполагающий строительство свыше 2 тыс. км стальной магистрали на территории сразу трех стран: новый мост планировалось возвести и между Бахрейном и Саудовской Аравией. Общий железнодорожный проект оценивался в $ 15,5 млрд.

Позднее Саудовская Аравия и Бахрейн заявили о том, что эти планы в пересмотренном варианте будут реализованы без участия Катара. Сообщалось, что строительство совмещенного авто-железнодорожного мостового перехода между странами начнется в 2021 году. Сегодня эти государства соединены единственным автодорожным мостом имени Короля Фахда (25 км), построенным в 1982 году.

Читайте: Мостовой переход за 40 млрд руб. в самом западном регионе России