Перед каждым православным человеком так или иначе встает выбор пути спасения: монашеский, семейный или, как вариант, – монашество в миру (без пострига).
Нужна особая рассудительность, молитва ко Господу, чтобы выбрать правильный путь, где нам будет легче спастись.
Монашество – идеальные условия быта и максимум времени для творения молитвы
Монашество – ангельский чин. Человек вступает в другую жизнь, меняет свое имя на новое. Отныне вся жизнь его посвящена молитве ко Господу и это главное занятие до самой смерти.
Ничто мирское не отвлекает: ни новости, ни семья, ни забота о хлебе насущном, ни соблазны города.
Однако известны слова Козьмы пресвитера, жившего в X веке:
«Ни спасут тебя ризы черные, если живешь не по-монашески, и не погубят ризы белые, если творим Богу угодное».
Если человек пришел в монастырь по тщеславию, фантазиям о себе или по причине поиска легкой жизни без обязательств перед близкими и обществом, то монашество становится позором, кощунством перед Господом.
«А то иные, не желая семью кормить, бегут в монастырь даже от жены и детей. И такие не любви Божьей ищут, но хотят сна и насыщения чреву и веры не имеют».
Монашество – призвание Господа
Постриг в той степени уместен, в какой он приводит к истинно христианской жизни, к совершенной жизни. Приобретает ли человек в монастыре новые качества души: видение своих грехов, смирение, любовь?
А может он начинает все делать для формы, по накатанному, по привычки? Бывает, к сожалению и такое – когда люди шли в монастырь по разным самовольным причинам, а не по любви ко Господу.
Никогда не поздно принять постриг, а вот обратного пути нет, или он весьма прискорбен.
Главное в семейной жизни - правильная иерархия
Семейная жизнь, с Божией помощью,всегда учит главным христианским добродетелям: любви и смирению. Но только тогда люди получают такие дары от Господа, когда сами правильно выстраивают иерархию в своей жизни.
Какую иерархию?
Все очень просто: сначала Господь, потом супруг/супруга и потом уже все остальные: дети, родители, коллеги и прочие.
А ведь часто после рождения, дети становятся для мам важнее не только супруга, который начинает чувствовать недостаток внимания и заботы, но и важнее самого Господа.
Отсюда: нервы, ссоры, обессиливание, ревность и прочие искушения.
Мы сами ставим Господа на третье-четвертое место, отказываясь от Его помощи в борьбе с искушениями, а потом удивляемся пошатнувшимся нервам и рассыпающейся семейной жизни.
Когда простые семейные женщины стали выше великого святого отшельника
Однажды, когда святой Макарий Египетский молился, ему был голос с небес, который сказал, что его, постника и отшельника, превзошли по святости две замужние женщины.
Святой отправился посмотреть на них. Они встретили путника с радостью и очень удивились, говоря: «Где же ты нашел святость в нас? Еще прошлой ночью мы были со своими мужьями».
Тогда святой начал расспрашивать и узнал, что эти две женщины вышли замуж за братьев и уже пятнадцать лет живут в одном доме, ни разу не поссорившись друг с другом, даже единого дурного слова не сказав, разделяли тяготы быта.
Святой Макарий тогда произнес:
«Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но свободного намерения, принимая его, как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа».
Праведно жить – по правде и совести – не унывать и самое главное, возлюбить Господа всем сердцем и тогда можно спастись легко на любом месте.
Как написал Блаженный Августин: «Возлюби Господа и делай, что хочешь!»