Внушение, самовнушение - термины, которые часто используются психотерапевтами. А насколько это актуально в обычной жизни? Стоит ли разбираться в этом? Судите сами. За многочисленными делами, требующими своевременного выполнения, за ежедневной многозадачностью и суетой, мы, сами того не замечая, сталкиваемся с этими явлениями практически ежедневно.
При каких обстоятельствах?
Самый типичный пример — это реклама.
Реклама по своей сути, является средством воздействия на человека с целью вызвать у него желание купить рекламируемый товар. В России в настоящее время реклама используется также широко, как и в других странах. Однако, она всё же более молодая. В России пока нет объемных, крупных исследований психологии покупательского поведения людей. В отличие от России, такого рода исследования в США начали проводиться еще в 50-60-х годах 20-того века и проводятся в настоящее время.
Основные выводы, которые сделаны учёными США в результате комплекса проводимых исследований:
1. Подавляющее большинство людей склонно делать импульсивные покупки (примерно 80-90%).
2. Сама по себе реклама не меняет взглядов человека, его убеждений относительно привычного предпочитаемого товара, но если этого товара в продаже в нужный момент не окажется, покупатель с наибольшей вероятностью возьмет тот товар, который он незадолго до покупки видел в рекламе.
3. В тот момент, когда человек видит товар, который собирается купить прямо сейчас, он останавливается, замирает на месте, мигает реже, чем обычно, или на какое-то время вообще перестаёт мигать. Одновременно он реже сглатывает слюну, его дыхание замедляется, зрачки расширяются, взгляд становится расфокусированным. Данное состояние полностью соответствует гипнотическому трансу.
4. Во время просмотра рекламы люди склонны отождествлять себя с её персонажем, чаще всего не осознавая этого.
Таким образом, каждый раз, когда мы смотрим или слушаем рекламу, мы вольно или невольно сталкиваемся с техниками внушения (или суггестивными техниками, как они правильно называются).
Однако, это не единственная сфера в нашей жизни, где это происходит.
Приёмы внушения очень широко применяются в обычной жизни. Элементы внушения имеются в воспитании, в системе образования, формировании определенных взглядов, моральных принципов, убеждений в обществе, в управлении персоналом, в торговле, в медицине.
Практически нет такой сферы, где внушение в той или иной степени не используется.
Что из этого следует?
Раз мы с этим соприкасаемся ежедневно, мы это можем использовать либо себе на пользу, либо во вред.
Как это конкретно происходит?
Существуют определённые приёмы, с помощью которых гораздо легче взаимодействовать с самой таинственной частью нашей психики, имя которой – подсознание.
Подсознание становится нам доступным, когда мы находимся в состоянии транса.
Существует множество способов наведения транса. Все они используются в рекламе.
Вот основные из них:
1.показ трансового поведения;
2. возрастная регрессия;
3. использование естественных трансовых состояний;
4.перегрузка сознания;
5. разрыв шаблона;
6 .использование полной неопределенности, непредсказуемости;
7. применение искусственных или несуществующих слов;
8. техника рассеивания;
9. персеверация;
10 обращение к авторитету.
Для того, чтобы было понятно, разберем каждый из них на конкретных примерах.
Показ трансового состояния.
Хочешь научить кого-либо – покажи пример!
Хотите, чтобы человек находился в трансовом состоянии? Покажите ему, как это происходит.
Вспомните какую-нибудь рекламу.
Например: на улице жара, хочется пить. Чувствуется усталость. И тут. персонаж рекламы останавливается перед витриной, замирает, его взгляд прикован к долгожданной бутылочке колы, спрайта и т.д. И вот чудесным образом бутылка сама летит ему в руки. Мир вокруг перестает существовать. У него на лице – блаженство. Он счастлив. Плечи расправлены, в глазах огонь! Знакома ситуация? А еще – вокруг него любящие лица друзей, с которыми он делится желанным напитком.
Показано поведением героя рекламы, что вы, выпив этот напиток, будете чувствовать себя именно так!
Есть еще и слоганы соответствующие – «Пей колу, если ты правда крут!»
Другой пример – использование возрастной регрессии. В рекламном сюжете обыгрывается ситуация, когда бабушка, приобретая какой-то продукт, вдруг становится такой же веселой, легкой на подъём и беспечной, как ее внучка. Все проблемы сразу решаются легко, она снова готова свернуть горы. И для этого всего-то надо купить плитку шоколада, например. Ну и тому подобное.
Очень эффективно используются естественные трансовые состояния.
Вы наверно догадываетесь, что к ним относится? Конечно, монотонная, длительная поездка в метро, в автомобиле, поезде. Персонаж рекламы находится в полусонном, расслабленном состоянии.
Помимо этого, эффективно используются сюжеты с наблюдением за течением воды, приятное времяпрепровождение на пляже, рыбалке
Или задумчивое созерцание проплывающих по небу облаков. И на этом фоне конечно - реклама товара, который вам очень необходим!
Огромное значение имеют словесные описания. Использование таких слов, как комфорт, уют, безопасность, спокойствие, расслабленность и тому подобное уводит вас в трансовое состояние все больше и больше.
Что такое перегрузка сознания?
Это способ наведения транса через большую нагрузку ваших органов чувств, например, показ одновременно говорящих двух персонажей или очень быстрое, хаотичное чередование различных изображений в сочетании с быстрой речью.
Следующий приём, это разрыв шаблона. В чём его смысл?
Показывается эмоционально окрашенный, яркий, запоминающийся ролик, в котором создаётся искусственно утрированная напряжённая ситуация. И вдруг она чудодейственным образом неожиданно разрешается с помощью рекламируемого товара.
Помните: «Ты сам не свой, когда голоден? Не тормози – сникерсни!» Результат – съел сникерс и жизнь обрела краски!
Применение искусственных или несуществующих слов.
В вышеописанной технике используется несуществующее слово – «сникерсни». Звучит необычно и легко запоминается. Наведение транса через искусственные и несуществующие слова облегчается за счет того, что названия многих новых товаров являются искусственными словами. Рекламный текст обильно засевается несуществующим словом: каждое новое предложение текста начинается с этого слова — и эффект обеспечен.
Еще одна техника наведения транса – использование полной неопределённости.
Зритель до последнего кадра не догадывается, что именно рекламируется. Когда он видит развязку – товар несмотря на то, что реклама может показаться ему нелепой, он как, правило, хорошо запоминает.
Техника рассеивания: сущность её заключается в выделении ключевых слов в рекламном сообщении. Простой пример: это только для тебя! Ты будешь избранным! Приходи!
И не расскаЗыВай Об этом Никому. Как видите, буквами выделен призыв – ЗВОНИ. Конечно, указан телефон.
Персеверация.
Это способ усиления речи во время внушения. Он основан на многократном повторении одинаковых сообщений в рекламе.
Использование авторитета– упоминание в рекламе или показ какого-либо известного авторитетного лица, который поступил именно так. Реклама как-бы говорит тебе: «Смотри! Он красив, успешен, здоров, счастлив!» Хочешь быть таким? Делай, как он!
И тут – рекламируется товар, который этот авторитетный человек приобретает для себя.
Вот основные механизмы, которые с успехом применяются в рекламе, но не только.
Если вы осознанно будете наблюдать за тем, что вам показывают в рекламе, какой в ней на самом деле смысл, начнете задумываться над этим, возможно, вы в следующий раз купите то, что нужно именно вам, а не то, что сейчас модно и пользуется спросом. Осознавая, каковы ваши истинные потребности, вы станете ставить те цели, которые делают вас счастливыми, а не те, которые ставят все, потому что это принято в обществе.
Также, если изучать приемы, используемые в суггестивной психотерапии, можно научиться эффективно добиваться целей, не конфликтуя, сохраняя свои границы и при этом не разрушая чужие. Эти методы помогают в воспитании детей, в управлении персоналом. И конечно, они помогают ваши негативные установки заменить на позитивные, ведущие к успеху!
Будьте счастливы и до новых встреч!
Автор: Наталья Холодова. Врач-психиатр-психотерапевт высшей категории. Опыт работы по специальности 18 лет. Автор книг, тренингов, вебинаров.
Записаться на индивидуальную консультацию автора можно на сайте:: http://psycholod.ru/
Подарок от автора: бесплатный вебинар: ТРАНСФОРМАЦИЯ: Победа над психологическим выгоранием и достижение успехов во всех сферах жизни.
https://mnlp.cc/mini?domain=psycho&id=3
Много полезной информации на:
Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCkgp6gvZrsGW4MDcUJAc4_A
Инстаграм: https://www.instagram.com/psychoterapevt.kholodova