Найти тему
Сто грамм и пирожок

Как в фильме Вокзал для двоих показано отношение к людям работников советского общепита

Хочется вспомнить еще один фильм классика советского кино Э. Рязанова "Вокзал для двоих". Советские зрители увидели фильм в 1982 году.

И на его примере рассмотреть отношение к людям в советском общепите.

Как часто и бывает в фильмах Э.Рязанова, действие фильма разворачивается в помещении: привокзальный ресторан достаточно крупного города Заступинска.

Через город следуют поезда дальнего следования. Привокзальный ресторан днем работает, как столовая. Поезда останавливаются и пассажирам предлагается отобедать в ресторане за 1 рубль 20 копеек.

Стоянка поезда всего 20 минут. К моменту прибытия поезда официантки накрывают комплексный обед.

Длинный стол застелен белой скатертью. На столе стоит табличка, что это "стол - экспресс". Меню ресторана для пассажиров поездов не отличается разнообразием. Скорее напоминает рабочую столовую.

Кадр из фильма "Вокзал для двоих"
Кадр из фильма "Вокзал для двоих"

На столе стоят миски с супом. Как позже узнаем в мисках налит "мерзкий борщ". Чтобы суп не остыл его закрыли. Рядом второе, состоящее из котлеты и макарон. На третье компот. Не видно салфеток, посуда и столовые приборы не очень аккуратно разложены.

Посуда металлическая, чтоб не билась. А то пассажиры впопыхах ее перебьют, а расплачиваться придется сотрудникам ресторана. И еда, судя по замечаниям, Платона Рябинина не вызывает аппетита:

"От одного вида этой еды язва может разыграться".

И еще один пассажир после обеда выносит оценку качеству еды:

"За такой обед не мы вам, а вы нам обязаны платить".

Пассажиры просят главную героиню официантку Веру принести то пива, то минеральной воды, то салат. Она отвечает:

"Минеральной воды нет! Салатик к комплексному обеду не полагается! Пива у нас никогда нет!"

Пассажиры быстро едят обед, рассчитываются и уезжают дальше.

Но Платон Рябинин опоздал на поезд и остался голоден. Хоть официантка Вера остра на язык, она соглашается обслужить опоздавшего пассажира. И это уже другой уровень обслуживания клиентов в ресторане.

"Знаете нас инструктировали. ПРИЕЗЖАЮЩИХ в отличии от ПРОЕЗЖАЮЩИХ обслуживать хорошо, поскольку ресторан - визитная карточка города".

Главный герой хочет есть. И так, как он стал не проезжающим, а приезжающим, для него находится диетическая курица, минеральная вода. И обслуживание уже совершенно другое. Но все равно курица оказывается очень жесткой, что Платон даже не может ее разрезать.

"По - моему, эта курица при жизни работала официанткой в вашем ресторане".

По вечерам ресторан обслуживает свадьбы и вечеринки. Это место пользуется спросом у горожан. И обслуживание и меню уже на высоте.

У двери ресторана гостей встречает швейцар. В зале много танцующих, играет оркестр.

Видно, в тарелках разнообразная и вкусная еда, официантка помогает перебравшему клиенту покинуть зал. Да и сама уходит с работы с полными сумками несъеденной еды.

Вот как меняется отношение сотрудников привокзального ресторана к клиенту, если он из проезжающего становится приезжающим, то есть гостем города.

Спасибо за внимание. До следующей встречи.