В середине XVI века, когда Грозный царь присоединил казанское ханство к московскому государству, состоялось одно сражение, которое до сих пор пребывает в тени “Казанского взятия”, однако без победы в котором, вполне возможно не состоялась бы триумфа Иоанна Васильевича в Казани.
Но начнем по порядку. К середине XVI века раздираемое внутренними противоречиями Казанское ханство постепенно теряло суверенитет. На влияние в этом регионе претендовали Московское государство и Крымское ханство.
В это же время в Крыму при поддержки турецкого султана к власти приходит Девлет Гирей I. По его приказу был убит законный правитель Крыма - его дядя Сахиб Гирей, а также были уничтожены все его сыновья, дабы обезопасить Девлета от их притязаний на крымский престол.
Новый хан был столь же амбициозен, сколь и непримиримо настроен против Москвы. Он также хотел установить свой контроль над Казанским ханством, однако, когда стало понятно, что Московский царь это сделает почти наверняка в ближайшее время, Девлет Гирей задумал помешать ему. Весной 1552 году, когда молодой русский царь по данным крымского хана, со своими с главными силами направлялся под стены Казани, Девлет, собрав большой отряд для набега, усиленный корпусом янычар и турецкой артиллерией выдвинулся в сторону Москвы.
Впрочем, в Разрядном Приказе (аналог Генштаба в армии московского государя) знали об этом готовящемся походе, и потому сделали все для того, чтобы обезопасить русские земли. Поход царя с основными силами на Казань задержали под Коломной, где по агентурным данным орда должна была нанести свой удар, следуя по Изюмскому шляху.
Когда крымскому хану стало понятно, что его ждут под Москвой в Коломне, куда он собирался нанести главный удар, и внезапного набега не получилось, он резко изменил направление своего движения и повернул на Тулу.
Девлет Гирей рассчитывал на то, что внезапной атакой ему удастся взять весьма крупный город относительно недалеко от Москвы, и это заставит московского царя отказаться от похода на Казань.
И действительно в Туле оставался небольшой гарнизон, под руководством князя Григория Ивановича Темкина-Ростовского, остальные же воины вместе с городской артиллерией должны были принять участие в походе Ивана Грозного на Казань, и теперь стояли под Коломной.
Утром 21 июня татары показались у тульских стен и попытались взять город наскоком. Туляки встретили неприятеля во всеоружии, насколько им ситуация позволяла это сделать, а в ставку царя понеслись гонцы сообщить о появлении татар у крепости, и просьбой оказать помощь, так как силы были уж больно не равны. С наскока крымцам взять Тулу не удалось, и тут необходимо сказать, что крымцы повели себя крайне легкомысленно.
После первого провального штурма, отряды татар разбрелись по окрестным деревням, слободкам и селам, с целью пограбить. Захватчики видимо никуда не торопились и были уверены, что не сегодня, так завтра город падет, тем более в обозе были современные пушки от османского султана, которые решили бы вопрос в два счета.
Когда же подтянулась турецкая артиллерия осажденным действительно пришлось тяжко, на город обрушился град каленых ядер, в результате чего, в нескольких местах вспыхнули пожары, но самоотверженные действия населения города не позволили огню распространится и уничтожить крепость. Узнав о бедственном положении, в котором оказалась Тула Грозный царь отправил на помощь крупные силы, однако пока они шли, горожанам предстояло выдержать не один штурм.
Рядом с мужчинами на защиту родного города встали женщины и дети. В самый критический момент, когда татарам удалось проломить брешь в воротах городской стены именно женщины и дети, пока мужчины отбивали натиск неприятеля, сумели завалить проем камнями и балками. Положение осажденных было отчаянным, но утром 24 июня подоспел гонец, который принес радостную весть, что русские рати в нескольких часах пути от Тулы.
Ободренные скорым прибытием подмоги туляки решились на отчаянную вылазку, все кто мог держать оружие собрались под началом князя Ростовского, и обрушились на татарский лагерь рано утром. Крымцы явно не ожидали от обессиленного малочисленного гарнизона такой безумной атаки, и в итоге в стане противника поднялась паника, а отважным тулякам досталась турецкая артиллерия, и крымский хан вынужден был бежать ввиду того, что приближались воеводы со свежими силами.
А тем временем к тому месту, где до атаки тульского гарнизона распологалась ставка Девлет Гирея, стали собираться ранее разъехавшиеся для разбоя татары, только встречали их не крымские мурзы а боевые порядки русских полков. В общем, ничем хорошим для крымцев это не закончилось, и разобравшись с мародерами и грабителями русские отряды двинулись за Девлет Гиреем, который стремительно отступал (чтобы не сказать убегал) в свои засушливые степи.
Изгнав крымскую орду с минимальными потерями, московский государь обезопасил себя и своё войско от внезапного удара с юга, и выдвинулся в сторону Казани. В октябре волжский город был взят, Казанское ханство вошло в состав Русского государства, а крымский хан затаил обиду и жажду реванша. Впрочем, всем его геополитическим планам не суждено будет сбыться, даже несмотря на некоторые временные успехи, а спустя 200 с лишним лет Крым станет частью России, впрочем, это уже другая история.