Найти тему
Бизнес по простому

14. Рвём шаблоны

В перестроечное время появился анекдот про «новых русских», прекрасно поданный со сцены Михаилом Задорновым – при запрете на вывоз ценных пород древесины за рубеж, предприимчивые парни в пиджаках цвета томата извернулись, и стали продавать в Японию алюминиевые ложки… упаковывая каждую из них в деревянный ящик размером с холодильник, сделанный из тех же самых пород дерева – а что, это же тара. Уж не знаю, имел ли факт место в действительности, но явно подобная байка не «родилась» на пустом месте – просто юморист в гротескной форме обыграл удивительную способность русских людей, выросших в эпоху тотального дефицита, и привыкшего «доставать» всё необходимое различными невероятными путями, попутно обзаводясь нужными связями, рекомендациями и так называемым «блатом» - нестандартно подходить к решению своих больших и маленьких проблем.

Идёт время, предприимчивость никуда не делась, только приобрела более цивилизованные формы, без дикости 90-х, зато осталось головотяпство, привычка решать проблемы в последний момент и надеяться на известный «авось», который должен вывезти в патовых ситуациях. Бизнес приобрёл масштабность, с развитием техно-индустрии может как появиться в один момент, так и рухнуть в одночасье. Моисей не зря водил свой народ по пустыне сорок лет – хитрец прекрасно знал дорогу, просто было необходимо, чтобы к новой родине пришли люди, не помнящее, что такое рабство. С развала СССР прошло всего тридцать – но доступа к информации стало несоизмеримо больше, и уже подросла молодёжь , не знающее о всего трёх каналах телевидения, и нескольких официальных печатных «рупорах» могучей страны. Старшее поколение ещё помнит разговор в киоске Союзпечати тех времён:

- Дайте мне, пожалуйста, «Правду».
- Мужчина, у нас «Правды» нет, остался «Труд» за три копейки.

-2

Казалось бы, просто океан возможностей – но тут выяснилась одна проблема. Граждане бывшей великой и могучей страны, в подавляющем своём большинстве привыкшие жить по «указивке», проявляя свою индивидуальность сугубо в рамках дозволенного государством оперативного простора мышления, растерялись от такого обилия свободного волеизъявления , то есть попросту – не умея «плавать», банально захлебнулись в море информации. Вспомните – за нас всегда распоряжались временем - в детском саду, в школе, армии, институте, на работе. Именно поэтому сейчас – тайм-менеджмент? Не, не слышал. Вот Вам, уважаемый читатель, один наглядный пример "психологии толпы".

За нас всегда принимали решения, и мы к этому потихоньку привыкли. Знаменитое мамино в детстве: «Не делай так, так никто не поступает» и, одновременно, «Ну и что, что все так делали, у тебя свои мозги есть, с крыши тоже со всеми прыгать будешь?» разве не вызывает у вас чувство когнитивного диссонанса?

-3

В середине 1990-х годов появился термин «клиповое мышление», и первоначально он означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров. При таком мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий. Ведь мы действительно последнее время живём какими-то кратковременными отрезками, сшитыми на "живую" нить. Нет времени для анализа, некогда останавливаться, всё на бегу, мы банально не умеем управлять собственным временем. Не хотим напрягать собственные мозги, просто везде и всюду заимствуем чужие. Так ответьте себе на простой вопрос – что нового можно придумать, оперируя чужими представлениями и мышлением постоянно ?

Николас Карр — американский писатель, журналист. Его книга «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами» стала финалистом Пулитцеровской премии 2011 года в категории нехудожественной литературы
Николас Карр — американский писатель, журналист. Его книга «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами» стала финалистом Пулитцеровской премии 2011 года в категории нехудожественной литературы

В своей статье «Google делает нас глупее?» американский писатель и публицист Николас Карр признался, что после прочтения им двух-трёх страниц текста внимание его рассеивается и появляется желание найти себе другое занятие. Таковы «издержки» клипового мышления, и для борьбы с ними специалисты советуют читать классиков. Их произведения тренируют умение анализировать. В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляют, при чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно, а это именно та самая визуализация успеха, о которой мы вели речь немного раньше.

-5

Итак, первое правило – рвём шаблоны, учимся думать сами, причём не просто думать, а думать критически. Критическое мышление — это объективный анализ ситуации или информации путем получения дополнительных фактов и сведений из сторонних источников, на основании которых вы и анализируете первичные сведения. Критическое мышление — это когда вы не принимаете на веру что-то, не разобравшись перед этим в вопросе самостоятельно. Пока на этом всё, до следующей главы.

-6